Русский язык

Окружающий мир

Цели: ознакомить учащихся со статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание статьи; использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон или темп чтения).

Оборудование: выставка поэтических сборников; аудиозапи­си стихотворений в исполнении Я. Смоленского (материал есть в Интернете); карточки (текст речевой разминки, задания); маг­нитная азбука.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Выполним упражнение «Паровоз». Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.

— Теперь представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг видите, что на клумбе расцвела прекрасная гвоздика.

(Учитель вынимает цветок, ставит его в заранее приготовлен­ную вазу с водой.)

— Вам захотелось его показать кому-то? Как вы позовете дру­зей или маму? С какой интонацией? (Мы позовем друзей ра­достно.)

— Прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка! Что за красный огонек? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денек. Е. Серова

— Как, с какой интонацией будем читать это стихотворение? (Радостно, восторженно.)

Верно. Но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

— Каким тоном будем читать первую строчку? (Тоном пригла­шения, с чувством радости.)

— Каким тоном прочитаем вторую строчку? (Радостно-вопро­сительным тоном.)

— А третью и четвертую строчки? (С чувством восхищения.)

— Прочитаем выразительно.

(Дети читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Рассмотрите выставку сборников, которые вы принесли на урок. Что их объединяет? (Это сборники стихов.)

— Сегодня, ребята, мы с вами открываем новую страницу учебника. Вспомните, как называется новый раздел. (Поэ­тическая тетрадь 1.)

— Что это значит? Как вы поняли название раздела? (Мы бу­дем читать стихи. Если тетрадь имеет номер 1 — значит, будут еще поэтические тетради.)

— Прочитайте название статьи, которую будем сегодня из­учать, на с. 60 учебника. Как вы думаете, о чем она? (Пред­положения детей.)

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение статьи Я. Смоленского

— Предлагаю вам прочитать статью Я. Смоленского «Как на­учиться читать стихи». Ознакомьтесь с ней и скажите, какие советы дает автор статьи для того, чтобы научиться читать стихи.

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.)

2. Беседа

— Чему, по мнению автора, нужно научиться сначала? (Чи­тать стихи для себя.)

— Как автор объясняет то, что человек боится при чтении сти­хов забыть слова? (Читают соответствующий абзац.)

— Что вы поняли из статьи «Как научиться читать стихи»? (Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно пред­ставлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.)

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

 

Поэтическая тетрадь 1

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выразительное чтение статьи

2. Работа в рабочей тетради

— Запишите в рабочую тетрадь советы, которые вам могут пригодиться. Дополните список своими советами.

3. Рассказ учителя об авторе

Смоленский Яков Михайлович (1920—1995) — актер, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинаю­щим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.

4. Прослушивание стихотворений в исполнении Я. Смоленского

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Чему учились сегодня на уроке?

— Каким советам Я. Смоленского последуете при чтении сти­хотворения?

Домашнее задание

Подготовить проект по статье Я. Смоленского «Как научиться читать стихи».

Проверка учебных достижения