Целевые установки урока (планируемые результаты)
Личностные результаты:
проявлять интерес к изучению культуры и литературы русского народа посредством чтения произведений устного народного творчества;
проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения, полученных в результате чтения произведения устного народного творчества.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели учебной деятельности под руководством учителя;
планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
овладеть навыком смыслового чтения произведений устного народного творчества;
активно использовать речевые средства для подготовки устного высказывания;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты:
знать отличительные особенности сказочного текста; называть его основные композиционные особенности; характеризовать героев русской народной сказки; воспроизводить ситуации сказок по рисункам и иллюстрациям.
Ход урока
Постановка учебной задачи
Прочитайте название сказки.
О ком будет рассказываться в этой сказке?
Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации?
Что можно рассказать о героях русской народной сказки? Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?
Основная часть урока
Выразительное чтение сказки учителем (либо прослушивание аудиозаписи сказки в исполнении мастера художественного слова).
Понравилась ли сказка? Оправдались ли ваши предположения?
Перечитывание сказки учащимися.
Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.
Методический комментарий
В качестве исследовательской работы можно выполнить задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя. Так как дети 1 класса очень малы, предложим им соотнести названные качества характера с теми героями, которые представлены в сказке. Если в классе есть учащиеся, которые могут назвать качества характера самостоятельно, то подсказка в виде «словаря качеств» им не нужна. Можно совместно найти в тексте эпизоды, в которых указываются те или иные качества характера героев. Работа выполняется в парах, группах.
Работа в парах.
Соотнесите качества характера сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса умная и хитрая, и петух умный и хитрый.)
Почему же петух побеждает? (Потому что он стоит на стороне добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)
Работа над сюжетом и композицией сказки.
Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)
На какие части можно разделить сказку? (Ученики перечитывают сказку и карандашом делят её на смысловые части.)
С чего начинается сказка? (Начинается сказка с экспозиции. Экспозиция — это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.)
Какое событие лежит в основе развития сюжета? Как это событие представлено в сказке? (Завязка событий начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику переночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из избушки.)
Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? (Помогают зайчику другие герои сказки: собака и медведь, но никто не может решить проблему. Сумел помочь зайчику петух. Именно он, умный и хитрый, выгоняет лису из домика.)
Методический комментарий
Для понимания смысла народной сказки о животных необходимо проанализировать, как она построена (какова её композиция). В основу сказки положено одно событие — лиса отняла домик у зайца, поскольку её дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу. Действия героев повторяются троекратно. В данном случае присутствует некий кумулятивный сюжет, поскольку действия героев повторяются поочерёдно. Очевидно, что в сказке можно выделить несколько частей. Перечитывая текст, ученики интуитивно находят сюжетную линию, определяют завязку, развитие действия, развязку, осваивают терминологию на практическом уровне.
• Исследование языка сказки. Работа в группах.
Методический комментарий
Для этого тоже можно провести исследовательскую работу: одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, другая — образцы малых фольклорных жанров (закличек, приговорок).
Язык сказки требует особого наблюдения со стороны маленького читателя. Народные сказки с их неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника. Поэтому учитель должен уделять внимание этой работе на уроках чтения.
Подведение итогов урока
Обобщение по теме урока.
Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух», что «справедливость в ней царит»?
Вспомним: сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни? («Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».)
Чему нас учит сказка? (Сказка учит: «Поступай по справедливости — и победа будет обязательно за тобой».)
Оцените свою работу на уроке:
Я могу назвать героев сказки.
Я могу назвать качества характера героев сказки.
Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
Я могу пересказать сказку.
Физкультминутка Рекомендации по работе в семье
Найти в домашней библиотеке книгу с русскими народными сказками.
Прочитать одну из сказок.Рассказать взрослым, какое произведение было прочитано в классе и кто его автор.
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду сказки.