Целевые установки урока (планируемые результаты)
Личностные результаты:
проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
правильно (в соответствии с нормами поведения в обществе) оценивать слова и поступки героя произведения.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели учебной деятельности под руководством учителя;
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
овладевать навыками смыслового чтения произведений прозаического характера.
Предметные результаты:
читать по слогам и целыми словами, стараясь передать чувства и настроение автора;
выделять главную мысль произведения при помощи учителя;
характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
Ход урока
• Знакомство с книгой В. Осеевой.
Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. Перечислите их.
Какие из них можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.)
Какие рассказы мы ещё не прочитали? Откройте учебник.
С каким рассказом нам предстоит сегодня познакомиться? (Мы прочитаем сегодня рассказ «Хорошее».)
О чём может говориться в этом рассказе? Что означает слово хорошо? (Хорошо — это как?)
В каких случаях мы употребляем слово хорошо?
Основная часть урока
Работа с учебником.
Чтение рассказа учителем.
Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рассказ — весёлый или грустный?
Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог этого сделать?
Самостоятельное чтение и беседа по содержанию рассказа.
Методический комментарий
Исследовательская работа по тексту проводится в парах или группах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чём мечтал Юра.
Хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя?
Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
Что такое героический поступок? Кто такой герой?
Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он её спасает. Что испытывает сестрёнка в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?
О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?
Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры: смелый, заботливый, умный, думающий о себе, добрый, грубый.
Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.
В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестрёнкой, помоги няне, напои собаку». Почему в следующем издании В. Осеева изменила конец этого рассказа?
• Выполнение творческого задания.
Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссёрами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие — актёрами, которые будут исполнять роли.
Предварительная проверка.
Сколько героев в этом рассказе?
Есть ли слова у Трезора? (Да, то, что он думает, как будто хочет сказать.)
Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.)
А слова, обращённые к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)
Чтение рассказа по ролям.
Оцените свой ответ в соответствии с заданными параметрами.
Читали диалог в соответствии с выбранными ролями. Читали орфоэпически. Читали по слогам и целыми словами. Выдерживали паузу конца предложения.
Физкультминутка
Подведение итогов урока
Над чем заставил вас задуматься рассказ?
Какие пословицы к нему подходят?
Оцените свою работу на уроке:
Я могу объяснить поступки и намерения главного героя произведения.
Я могу рассказать о герое произведения (какой он). Я могу прочитать этот рассказ выразительно.
Рекомендации по работе в семье
Найти в домашней библиотеке книги В. Осеевой.
Прочитать одну из книг В. Осеевой.
Рассказать взрослым, какое произведение было прочитано в классе и кто его автор.