Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча, навык жужжащего чтения, формировать представление о творчестве Валентины Осеевой; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение характеризовать героев произведения, коллективно пересказывать произведение; способствовать развитию творческих способностей детей, совершенствованию умения коллективно сочинять сказку; создавать условия для формирования желания быть справедливым и честным, умения преодолевать свой страх.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, выставка книг.
Подготовительная работа: учащиеся готовят стихи о маме, о животных.
Ход урока
Организационный момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас око торопит в класс —
Урок чтения у нас.
— Представьте, что солнышко светит на нас, и под его лучами мы становимся добрее, внимательнее. Теперь мысленно пошлите солнечные лучи папе, маме, своим друзьям и близким, пожелайте им добра.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».
Речевая разминка
Хоровое чтение.
Заяц, заяц, чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц, рад?
Рад, что зубы не болят.
Поочередное чтение: девочки — мальчики.
Подготовка к восприятию произведения
Вступительное слово учителя.
— Каждый человек и в радости, и в горе вспоминает о маме, ждет помощи, участия, совета. Поэтому каждый должен гордиться своей мамой, своей семьей. Вы должны помнить, что мама тоже нуждается в любви, заботе, внимании и поддержке родных и близких. Любовь к маме должна выражаться не только в ласковых словах, но и в хороших поступках.
Учащиеся читают стихотворение В. Ткаченко "Своею матерью гордись..."
3. Разговор по кругу.
Назовите синонимы к слову мама. (Мамочка, мамуля, маменька и т. д.)
Назовите черты характера своей мамы. (Ласковая, нежная, любимая, трудолюбивая, умная и т. д.)
Работа с текстом рассказа В. Осеевой «Жадная мать»
Чтение произведения учителем.
Проверка эмоционального восприятия.
Чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).
Обсуждение прочитанного.
Какое это произведение: веселое, грустное, поучительное? Почему?
Чему учила мать сына?
Почему у парня счастливая мать? Прочитайте.
Как вы думаете, соответствует ли название рассказа содержанию?
Как иначе можно назвать рассказ?
Самостоятельное чтение. Подготовить пересказ рассказа.
Пересказ.
Работа с текстом рассказа В. Осеевой «Плохо»
Чтение произведения учителем.
Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
Понравился ли вам поступок мальчика?
Чтение текста учащимися.
Обсуждение прочитанного.
Что произошло во дворе?
Почему женщина была возмущена?
Почему удивились мальчики?
Что можно сказать об этих мальчиках?
Встречались ли вы с подобными ситуациями?
Как можно изменить финал этого рассказа?
Какая пословица подходит к этому произведению?
5. Самостоятельное чтение:
а) выборочное чтение:
Найдите и прочитайте описание котенка.
Что делали мальчики?
Что сказала им женщина? Почему?
б) выразительное чтение.
Работа с текстом стихотворения А. Стариковой «Смельчак»
Чтение произведения учителем.
Проверка эмоционального восприятия.
Какое это произведение: веселое или грустное? Почему?
Чтение стихотворения учащимися.
Обсуждение прочитанного.
Подумайте над названием стихотворения. Одинаковы ли по значению слова «смелый» и «смельчак»?
Кто же боялся темноты?
Стеснялся ли герой своей слабости — страха?
Выборочное чтение.
Прочитайте, как мальчик скрывал свой страх.
Какие строчки повторяются несколько раз? Для чего?
Придумайте стихотворению свое название.
Выразительное чтение.
Постарайтесь при чтении передать чувства мальчика.
Физкультминутка
Работа в группах
Учащиеся по цепочке составляют сказку про Плоха и Хороша: первый учащийся — первое предложение, второй — второе и т. д. (К своим сказкам дети могут нарисовать картинки.)
Проверка выполненных заданий
Подведение итогов урока
Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Алексей Николаевич Толстой сказал:,«В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других». Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Орбитой любви и привета
Пусть будет наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
П. Елфимов
— В начале урока вы получили «солнечный лучик», И я надеюсь, что он зажег маленький огонек доброты в сердце каждого из вас. Повернитесь друг к другу и обменяйтесь улыбками! (Дети улыбаются друг другу.) Всего вам доброго!
XI. Домашнее задание
Выразительное чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».