Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мотивационные, психологические и проблемы с гаджетами

Хотя это разные проблемы, они очень тесно переплетаются, поэтому проще и понятнее будет рассматривать их в комплексе.

Мотивация, и с чем ее «едят»

Далеко не все родители понимают, как работает мотивация и каким образом она влияет на успева­емость ребенка в школе, успехи в творческой дея­тельности, спорте и вообще на желание что-либо делать. В 80 процентах случаев именно проблемы с мотивацией являются причиной нежелания ре­бенка заниматься какой-либо активной деятель­ностью. А отсутствие мотивации, в свою очередь, является не причиной, а следствием определенных проблем, с которыми сталкивается ребенок.

Рассмотрим два важных вопроса. Что такое мо­тивация ребенка? Стоит ли уделять ей внимание и как ее развивать?

Что такое мотивация? Вот одно из наиболее подходящих определений.

Мотивация — это стремление что-либо де­лать, достигать, двигаться вперед.

Разумеется, каждый взрослый прочувствовал на себе «игры» мотивации. Когда вы сначала за­горались каким-то делом, но через некоторое вре­мя вас переставало это интересовать. Разумеет­ся, каждый взрослый понимает, как это работает. Взрослый также видит разницу между внутренней и внешней мотивацией.

Внутренняя — это самомотивация, когда мы поощряем себя за достижение целей, выполнение сложных задач (ходил на пробежку целую неде­лю — наградил себя посещением SРА-салона).

Внешняя — когда нас поощряют извне (премии на работе за перевыполненный план).

Для того чтобы помочь своему ребенку, необхо­димо понять его.

Представьте, что вы начали новый проект, вы им горите, представляете, каким будет результат и как классно вы будете себя ощущать, когда достигнете желаемой цели. Представили? Замечательно! А те­перь вообразите, что через какое-то время проект перестает вас интересовать, и причин тому может быть много.

Поняли, что это не ваше.

Столкнулись с трудностями и решили отка­заться.

Поняли, что есть сильные конкуренты, кото­рых никогда не обогнать.

Начали портиться отношения с близкими.

Окружающие начали критиковать.

Периодически возникают конфликты внутри команды.

Общество постоянно говорит: «Делай-делай, иначе будешь неудачником».

Не остается времени на любимые занятия и т. д.

Будете ли вы после всего этого продолжать за­ниматься проектом, да еще со старанием и любо­вью к нему? Что вы будете делать в таком случае? Как поступите именно вы?

Можем предположить, что лишь 5% взрослого населения доведут проект до конца, достигнут сво­ей цели, несмотря ни на что, и при этом получат удовольствие. Подумайте, только 5% взрослого на­селения!

С такими же сложностями сталкивается каж­дый ребенок в возрасте от 7 до 18 лет, реализуя свой 11-летний проект под названием «учеба». Но ни при каких условиях он не может отказаться от него. Представляете, каково это?! Попробуйте прочувствовать. И лишь тогда вы сможете понять ребенка и не воевать с ним, а вместе искать ре­шения.

Ребенок часто находится в состоянии, когда все надоело, но некуда деваться. И к этим мыслям еще добавляется давление со стороны родителей.

       

Самое первое, что нужно сделать каждому, это пересмотреть свое отношение к ребенку и его проекту.

Перестаньте воевать с ребенком и за­ставлять его.

Начните искать и вместе придумывать способы сделать проект любимым и инте­ресным.

И если со взрослыми все понятно и почти каж­дый человек имеет более или менее ясное пред­ставление о том, чего он хочет, к чему стремится, для чего идет рано утром на работу, то с подраста­ющим чадом дела обстоят совершенно иначе. Здесь работают абсолютно другие механизмы.

Различия мотивации детей и взрослых основы­ваются на трех основных принципах.

1. Нужно понять, что ребенок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему постоянно нужны источники извне.

Этими источниками являются родители, близ­кое окружение и, конечно же, школа. В школе это система оценок, которая, кстати, устроена не луч­шим образом. В начале учебного года ребенок обычно старается выполнять домашние задания качественно, получает положительные оценки и искренне радуется им. Правда, проходит какое- то время, и вы замечаете, что времени на выполне­ние домашнего задания уходит все меньше, оценки становятся все хуже, а ребенок не придает им боль­шого значения. Он (она) с недовольством расска­зывает, как получить хорошую оценку помешали внешние факторы: учитель несправедлив конкрет­но к нему (к ней), все списали, а он нет, учитель бестолково объясняет и т. д. и т. п. Школьная систе­ма не просто перестает мотивировать к получению знаний, а скорее демотивирует.

Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребенка? «Сделаешь до­машнюю работу — пойдешь играть на компьютере или планшете», или: «Пойдешь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат не стимулиру­ет любовь к учебе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать «до­машку» и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже я расскажу, как решить эту проблему.


2. Внешняя мотивация ребенка работает только на «коротких дистанциях».

Попробуйте, например, пообещать ребенку в начале учебного года какое-то большое возна­граждение за успешную учебу (это может быть новый мобильный телефон, планшет, компьютер, велосипед и т. д., что-то, что для него будет очень большим вознаграждением). Ребенок с радостью начнет старательно учиться первую неделю, в луч­шем случае первые 2-3 недели. Затем вы увидите, что пыл его проходит. Другое дело, если вы пообе­щаете намного меньшее, но все же значимое возна­граждение за одну или две недели хорошей учебы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае большинство детей отлично справится с задачей.

Наверное, вам сейчас понятно, почему на ре­бенка плохо действуют такие уговоры, как: «Нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет», «Если будешь хорошо учиться, будешь работать на хорошей работе и много зарабатывать». Для ре­бенка, особенно в начальной школе, университет или работа — это те события, которые произой­дут с ним через 9-15 лет. Это временные периоды, которые в несколько раз больше его осознанной жизни!

Естественно, он (она) может лишь смутно свя­зать эти два события. Ребенок вас, конечно, услы­шит, правда, вряд ли это будет достаточным основа­нием для того, чтобы он как-то пересмотрел отно­шение к учебе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха. «Вот, смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить ее, потому что хорошо учился», или: «Смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах» и т. д.


3. В вопросе мотивации детей есть очень важное понятие — зона ближайшего развития.

Это понятие означает разницу между уровнем раз­вития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Говоря простым языком, это разница между тем, что ребенок может сделать сегодня самостоятель­но, без чьих-либо подсказок, и тем, что он еще не может сделать в одиночку (то есть для решения конкретной задачи ему нужна помощь извне — ро­дителя или учителя).

Это одно из важнейших понятий для правиль­ного воспитания и развития ребенка. Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые он может сделать сам. Именно в умении правильно отслежи­вать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помо­гать ребенку, кроется главный успех правильного развития и воспитания.

Другое дело, если вы попытались и у вас не полу­чилось. Теперь обмануть себя уже не получится. Та­ким образом наш мозг пытается сохранить нашу самооценку на высоком уровне.Стоит отметить, что низкая самооценка, в от­личие от страха неудач, формируется длительное время, поэтому и процесс ее повышения требует времени и внимания со стороны всех членов се­мьи. Для ребенка необходимо создавать множество ситуаций успеха, когда он сам справляется со слож­ной задачей. Причем желательно, если это будет де­лать не один родитель, а вся семья, то есть брат или сестра просят помощи в одном, папа дает другое задание, мама неожиданно не успевает что-то сде­лать, и на подмогу должен прийти ребенок. Важно не перегружать ребенка, а давать ему ощущение, что он многое МОЖЕТ.

Даже если ребенок говорит вам: «Мамочка, я не могу это сделать сам, помоги, пожалуйста, это задание очень сложное!» и зовет вас на помощь, — не помогайте! Естественно, когда вы отказываете ребенку, необходимо пояснить причину. Можно сказать: «Сынок, у меня сейчас тоже есть дела, каж­дый должен выполнять свою работу. Я верю, что ты справишься!» или что-то в таком духе. Либо, опи­раясь на факты, поясните, что это уже пройденная тема и он сможет решить это задание самостоя­тельно.

 


*****

Если вы с детства будете выполнять за ре­бенка все задания, то в итоге получите бес­помощного молодого человека или девуш­ку. Это будет неуверенный в себе человек, который не может и шагу ступить без помо­щи родителей. А все «ростки» мотивации будут убиты в зачаточном состоянии.

 

*****


 

Но бывают исключения, когда с ребенком нуж­но садиться за уроки и немного ПОМОГАТЬ ему, а не делать их за него.

Это необходимо в следующих ситуациях:

если ребенок не может самостоятельно себя организовать;

если у ребенка повышенная тревожность;

если есть страх перед трудностями.

При всех вышеперечисленных «если» необходи­мо прорабатывать проблемы совместно с детским психологом.

Что делать родителям?

Необходимо перестать кричать на ребенка во время выполнения домашнего задания и на­учить его методикам эффективного обучения.

О них — далее в этом разделе сайта. Важно заложить в голову ребенку мыслеформу «учеба = удоволь­ствие». В противном случае у ребенка заложится мыслеформа «учеба = это боль», и об успешной учебе можно будет забыть навсегда. Также родите­ли рискуют воспитать невротика, потому что ребе­нок, на которого кричат и которого беспрестанно критикуют, находится в постоянном напряжении.

Никогда нельзя сравнивать детей с братьями, сестрами или детьми своих знакомых.

В очень редких случаях это мотивирует ребенка, но чаще всего он злится. Злится и на того, кто его сравнивает, и на того, с кем его сравнивают. В дан­ном случае — на родителей и на старшего брата- отличника. Если ребенок начинает понимать, что не дотягивает до идеала и вряд ли когда-либо дотя­нет, он попросту может опустить руки и перестать что-то делать.

Важно объяснить ребенку, каким образом школьные знания ему помогут в будущей профессии — например, художника — и что будет, если он не получит базовых знаний по школьной программе.

Привести примеры успешных художников и свя­зать их успехи с хорошей учебой в школе.

Если у ребенка проблемы с развитием памяти, внимания, письма и чтения, то в этом поможет блок, посвященный нейропсихологическим упражнениям.


Ребенок не хочет учиться

Мало кто из современных родителей НЕ сталки­вался с нежеланием ребенка учиться и выполнять домашние задания. Проявляется эта проблема по-разному, у кого-то ярче (ребенок агрессивно прояв­ляет свое нежелание учиться), но у большинства — в более мягкой форме (откладывание на потом, вранье и различные способы НЕ делать уроки). В основном родители, пытаясь решить эту про­блему силовыми методами (наказаниями, криком, давлением), усугубляют ситуацию и окончательно убивают желание ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно всего лишь разобраться в ее причинах.


Причины проблемы

В возрасте 7-12 лет познание мира и обучение являются основными формами деятельности ре­бенка. А значит, и нежелание учиться обусловлено наличием индивидуальных (внешних или внутрен­них) факторов, а не возрастными особенностями. В этих факторах нам и следует разобраться. Все факторы можно разделить на четыре больших бло­ка, которые, в свою очередь, делятся на конкрет­ные причины.

1. Ребенку сложно усваивать школьный материал.

Низкое качество урока, преподаватель недо­статочно хорошо объясняет предмет.

Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее закрепление при выполнении домашнего задания.

Ребенок отстает в развитии от сверстников, не может справиться с программой.

2. Ребенок боится потерпеть неудачу.

Неудачный опыт дома, когда при неверном выполнении заданий родители излишне кри­тикуют, кричат или даже рукоприкладствуют.

Неудачный опыт в школе (одноклассники вы­смеяли, учитель накричал и т. д.), в результа­те чего самооценка ребенка упала и появился страх неудачи.

3. Низкая самооценка: не верит, что может спра­виться с чем-то.

Ребенок НЕ хочет трудиться.

Не умеет трудиться, он не привык решать за­дачи самостоятельно.

Выполнение домашних заданий ему кажется бессмысленным.

Отвлекается на развлечения, не организова­ны домашняя дисциплина и распорядок дня.

Конфликтует с родителями, специально (на­зло родителям) мало занимается.

Неблагоприятная среда в доме (конфликты родителей друг с другом, конфликты роди­телей с их родителями при совместном про­живании и т. д.), как следствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

Отсутствие основных рычагов мотивации.

Дома за плохие оценки ругают, а по поводу хороших ничего не говорят.

В школе учителя не верят в способности уче­ника.

Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

Если у вас есть эта проблема, предлагаем вам сразу определить ее причину, действуя по алгорит­му, приведенному ниже.

Алгоритм действий по решению проблемы

Приготовьте чистые листы и ручку.

Выпишите первый пункт: «Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет».

Проведите проверку: вспомните, как, по ва­шему мнению, проходит урок, часто ли ребе­нок жаловался, что учитель непонятно объяс­няет, были ли случаи, когда другие родители на собрании или между собой высказывали недовольство? (При необходимости осторож­но, невзначай опросите ребенка.)

Если вы смогли ответить и поняли, что дан­ная проблема относится к причинам демоти- вации вашего ребенка, выделите этот пункт.

Если вы сомневаетесь и не можете точно опре­делить, касается ли вас этот пункт, поговорите с другими родителями, выясните, как обстоят дела у других учеников, все ли им понятно.

Такой анализ необходимо сделать по каждому пункту, чтобы найти истинные причины низкой мотивации вашего ребенка. После проработки вы сможете четко определить и в дальнейшем решить проблему.


Сразу хочу обратить ваше внимание на пункты, которые связаны с родителями. Зачастую нам лег­че искать проблемы в учителях, детях, обстоятель­ствах и гораздо сложнее признать свои ошибки. Если вы все-таки решили помочь своему ребенку стать счастливым, успешным и получать удоволь­ствие от учебы, то постарайтесь отвечать честно и понять, какая роль отводится вам в каждой кон­кретной проблеме.

Сейчас отложите чтение и определите основ­ные причины проблемы.

Теперь, когда у вас готов список причин для ва­шего ребенка, приступим к их разбору.

Понятно, что это общий алгоритм и вы само­стоятельно должны корректировать его в каждом конкретном случае. Но все же основные шаги про­писаны ниже.


Блок 1.

Ребенку сложно усваивать школьный материал

1. Низкое качество урока, преподаватель недо­статочно хорошо объясняет предмет.

Вам необходимо побеседовать на эту тему с другими родителями. На родительском собрании поднять вопрос о методах преподавания учителя, обосновывая актуальность обсуждения тем, что дети не усваивают материал в должной мере. Если через 1-2 недели ситуация не меняется, необходимо сообщить об этом учителю, затем прийти на прием к директору с четким описанием проблемы. Дальше ситуация либо решается, либо вы переводите ре­бенка в другой класс или закрываете эту проблему, например, с помощью репетитора и с помощью раз­вития у ребенка методик эффективного обучения.

В начальных классах личность учителя имеет огромное значение, поэтому я всегда рекомендую родителям выбирать не самую престижную школу, а самого квалифицированного учителя, который готов помогать ребенку и идти ему навстречу. Так­же имеет значение количество учеников в классе: не рекомендую отдавать ребенка в класс, где боль­ше 20-25 учеников.


2. Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее отработку при выполнении домаш­него задания.

Необходимо выяснить, с каким предметом ре­бенку сложнее справляться, и уделять ему боль­ше времени при выполнении домашних заданий. Этот предмет нужно делать в первую очередь, так как в начале выполнения заданий у ребенка мно­го сил, и он лучше справится с предметом. Важно помочь организовать процесс выполнения домаш­него задания. Выяснить причины, почему ребенок не прорабатывает дома уроки, и исключить факто­ры, которые отвлекают и мешают (чаще всего это компьютерные игры и просмотр телевизора).

Есть дети, которые не любят долго над чем-то работать, их быстро утомляет однообразная и скуч­ная деятельность (а выполнение уроков они от­носят именно к этой категории). Таким ребятам надо помочь сделать процесс выполнения домаш­него задания интересным и активным. Используя методики эффективного обучения, можно сделать процесс выполнения уроков значительно более качественным. Например, учить стихотворение, не сидя за столом, а передвигаясь по квартире или параллельно придумывая свои рифмы.


3. Отстает в развитии от сверстников, не мо­жет справиться с программой.

В первый класс все детки приходят с разным уровнем подготовки, и иногда в течение первого года успеваемость у ребенка может быть ниже, чем у других детей. Не стоит сильно беспокоиться, важ­но поддерживать ребенка и постепенно развивать несформированные навыки.

Если вам кажется, что ребенок совсем не тянет программу, и учитель говорит, что у ученика есть сложности в усвоении материала, необходимо об­ратиться к специалистам для выявления отклоне­ний. После определения причин отставания — при­нять решение, остается ребенок учиться в школе или переходит на индивидуальное надомное обуче­ние либо в специализированный класс (школу).

Важно выявить имеющиеся проблемы на ран­них стадиях, чтобы не перегружать ребенка и не за­пустить ситуацию. При возникновении этой про­блемы очень эффективны нейропсихологические комплексы. Проделав некоторые упражнения в те­чение 2-3 месяцев, вы сразу увидите результаты. Об одном из них я расскажу ниже.


Блок 2.

Ребенок боится потерпеть неудачу

1. Это связано с неудачным опытом, когда дома при неверном выполнении заданий родители излишне критикуют, кричат на ребенка или, что однозначно неприемлемо, поднимают на него руку.

Ситуация, когда на ребенка постоянно кричат и критикуют его, крайне неблагоприятно сказы­вается не только на мотивации, но и на эмоцио­нальном состоянии в целом. В конечном итоге это приведет к протестам с его стороны и развитию серьезных психологических проблем в будущем. Ни один родитель не желает такого исхода, поэто­му вам надо изменить тактику поведения.

Для начала вспомните ситуации, когда вы кри­тикуете, ругаете ребенка или кричите на него. Вспомнили? Необходимо записать их и продумать, как в следующий раз в подобной ситуации вы бу­дете себя вести. Не просто продумать, а зафиксиро­вать для себя четкий алгоритм поведения и фраз. «Если ребенок пришел из школы с двойкой, то я...»

Далее — самое сложное: начать взаимодейство­вать с ребенком в новой форме. Вспомните, в нача­ле главы мы предлагали вам представить, что у вас есть проект. Подумайте, что бы на вас подействова­ло эффективно в период спада и кризиса в реали­зации этого проекта? Что бы помогло именно вам собраться и продолжить движение? А теперь пере­несите ситуацию на ребенка и попробуйте пред­ложить ему оптимальные варианты.


2. Это связано с неудачным опытом ребенка, но уже в школе, в результате чего его само­оценка упала и появился страх неудачи.

Общаемся с ребенком в доверительной обста­новке, то есть выбираем момент, когда он спокоен, в хорошем настроении, а вы никуда не торопитесь, нет посторонних и вы находитесь вдвоем. Заведите разговор издалека, начните рассказывать про свои школьные годы, затем плавно перейдите к рассказу о какой-нибудь ситуации, когда вам было неловко перед классом или перед несколькими однокласс­никами (желательно, чтобы история была насто­ящей, дети чувствуют, когда их обманывают). За­тем спросите, как бы он поступил, если бы оказался на вашем месте. После его ответа поблагодарите и спросите, а случалось ли что-то подобное с ним в его классе. Дальше он начнет говорить, и вы уже сами поймете, в каком направлении двигаться. Если обнаружите, что находитесь в тупике и ребе­нок не рассказывает о своей ситуации, попробуйте задавать вопросы, касающиеся взаимоотношений со школьными учителями и одноклассниками.

После беседы с ребенком необходимо погово­рить и с классным руководителем, спросить, как ваш ребенок отвечает в классе, смущается ли, как на его ответы реагируют одноклассники. В конеч­ном счете у вас должно сложиться понимание, что именно его путает в школе.

Далее необходимо разговаривать с ребенком, обсуждать уроки и пытаться разбирать различные школьные ситуации, придумывать алгоритмы дей­ствий для разных моментов школьной жизни. Важ­но объяснить, что каждый человек в своей жизни оказывается как в приятной, так и не очень при­ятной ситуации, и это нормально. Гораздо важ­нее правильно на них реагировать, делать выводы и отпускать отрицательные моменты. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее и не бояться школы.

Также вы можете предложить ребенку нари­совать свое переживание или чувство. Рисование своих чувств является эффективным способом про­работки негативных эмоций и переживаний.


 

*****

Любое творчество помогает ребенку осво­бодиться от негативных переживаний. Вдвойне полезно, если вы вместе будете что-то рисовать или создавать.

 

*****


3. Низкая самооценка, не верит, что может справиться.

После каждого успеха необходимо ситуацию об­судить. Спросить, что помогло добиться результата, что нужно запомнить и сделать в следующий раз. Искренне порадоваться и похвалить ребенка за его мини-победу. Если же у него что-то не получилось, это не повод для расстройств — это должны понять и вы, и он. В такие моменты необходимо лишь под­бодрить ребенка и дать почувствовать, что вы лю­бите и цените его, несмотря ни на что.

Еще один хороший способ повысить самооценку ребенка в учебе — отправить его на какие-нибудь образовательные курсы, где он мог бы видеть свой результат и гордиться своими успехами.

Можно упомянуть занятия в Школе скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина, которые есть более чем в 50 городах России и СНГ. Цель курсов — не только развить какой-то навык, но и создать ситуацию успеха, когда ребе­нок видит, как он развивается и продвигается впе­ред. Это в свою очередь повышает успеваемость и в школе, так как ребенок начинает верить в свои способности.

Такого эффекта можно достичь и с помощью спортивных секций, но принципиально важен под­ход педагога или тренера в работе с детьми.

Предложите ребенку выполнить следующее упражнение для повышения самооценки.


Упражнение

Необходимо нарисовать себя — красивого, успешного и целеустремленного, а рядом с рисун­ком написать свои сильные качества и качества, которые нужно развивать. Обратите внимание на формулировку: НЕ «слабые качества», а «каче­ства, которые нужно развивать». После того как рисунок будет готов, пусть ребенок расскажет вам о том, что у него получилось и что происходит на картинке.


*****

Выразите свое восхищение рисунком и тем, что рассказал ребенок. Делайте акцент на сильных ка­чествах и напоминайте о них.

 

*****


Блок 3.

Ребенок не хочет трудиться

1. Ребенок не умеет трудиться, он не привык ре­шать задачи самостоятельно.

Для начала необходимо понять, что же для него означает труд? Это определенная задача, которую необходимо решить и при этом получить результат. Всем нам известно, что решение задач не происхо­дит само собой, необходимо приложить усилия. Де­тям часто не хочется прикладывать усилия, потому что сложилось понимание, что это «слиииишком» сложная задача и существует большая вероятность потерпеть крах при попытке ее выполнить.

Это во многом относится и ко взрослым. Если вы еще не начали что-то делать, вы всегда можете сказать, что сможете или смогли бы это сделать.

Другая причина — у ребенка чересчур забот­ливые родители, заботливые настолько, что с са­мого детства не позволяют ему самому выходить из трудных ситуаций и, чуть что, бегут на помощь.

Для того чтобы ребенок научился трудиться, вам необходимо дать ему возможность самому до­водить свои дела до конца. При этом поддерживая и подбадривая его, вспоминая прошлые успехи и заслуги.

Например, задали в школе вырастить кристалл из соли. Ребенок приходит домой и говорит: «Мама, нам такие красивые цветные кристаллы показыва­ли, и учительница задала нам такой же сделать». Затем он заявляет, что начнет делать его прямо сейчас, и просит соль. Вы ему ее не даете, а говори­те, что она на полке, там, где обычно лежит. Допу­стим, найти он ее не может, кричит снова: «Мааам, я не могу найти, где же она?» А вы говорите: «Если ты не можешь ее найти, значит, она кончилась». — «И что же теперь делать?» — кричит ребенок в от­вет. Вы не говорите, что делать, а задаете встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Тут он говорит, что нужно отправиться в магазин. Вы подтверждаете: «Да, нужно». Даете положенную сумму, и ребенок отправляется в магазин. Продолжаем в том же духе до тех пор, пока он не сделает все самостоятельно.


Когда он достигнет своей цели и вырастит кри­сталл, обязательно поделитесь с ним своими эмо­
циями. Похвалите, скажите, что вы видели, как он старался, и гордитесь им, потому что он может справляться даже с большими и сложными задача­ми. Если же у него в процессе выполнения заданий возникают спады и не хочется доводить до конца начатое дело, напомните ему, какой путь он уже прошел, и будет жалко, если предыдущая его рабо­та окажется напрасной.


2. Выполнение домашнего задания кажется бессмыс­ленным.

Подобное отношение к учебе может быть свя­зано с:

непоследовательными действиями педагога (сначала задает, обещает проверить и не про­веряет);

отсутствием интереса.

Вопрос с непоследовательностью педагога мож­но решить, побеседовав с ним лично. Сказать, что ребенок часто готовит задания и очень надеется, что его труд оценит именно учитель. Попросите чаще проверять домашнее задание у ребенка.


Как вы уже поняли, ребенку важно, чтобы его оценили, то есть у него сильно выражена ориента­ция на оценки либо на похвалу значимого взрос­лого. Так как вы тоже являетесь значимым взрос­лым, вам также необходимо проверять у ребенка домашнее задание, но не просто для проверки его наличия, а с целью выявления чего-то необычного, оригинального. Нужно определить, что получилось хорошо именно в этой домашней работе. Разуме­
ется, вы не учитель-предметник и не можете знать всех тонкостей выполнения работы, именно поэто­му обращайте внимание на аккуратность, тщатель­ность выполнения заданий и т. д.

Чтобы процесс выполнения домашнего задания стал увлекательным, надо создавать познаватель­ный интерес. Показывать ребенку методики, ко­торых не знают его одноклассники и учительница (глава про методики эффективного обучения). Ре­бенок будет чувствовать себя «хранителем тайного знания» и начнет учиться с удовольствием, когда увидит, что можно многие задания делать «секрет­ными» — легкими способами.


3. Отвлекается на развлечения, не организованы домашняя дисциплина и план дня.

С раннего детства ребенка необходимо при­учать к конкретному плану дня. Но для этого родители тоже должны научиться его правильно создавать и соблюдать. Важно заранее продумать оптимальный распорядок дня, начиная с подъема, например в 7:00, и заканчивая сказкой на ночь и отходом ко сну в 22:00. В идеале четко пропи­сать план полностью на всю неделю, во сколько приходит ребенок из школы, что он делает по­том, сколько времени просто отдыхает, в котором часу садится за уроки и сколько времени тратит на каждый предмет, во сколько делает перекус и мини-отдых.

Все это должно быть прописано и постепенно внедряться в вашу жизнь. Сначала могут быть сбои, не все будет идти четко по плану, и это нормально, потому что вы только «примеряете» план на себя и в дальнейшем будете его оптимизировать.

Что касается дисциплины, здесь необходимо действовать системно: если вы решили прекратить смотреть мультики через 15 минут, то вы прекра­щаете это делать и объясняете ребенку, что на этом вы заканчиваете и идете, например, умываться. Однако важно не перегнуть палку: мультфильм вот-вот закончится (2-5 минут), а вы выключаете и тем самым вызываете в ребенке обиду.


4. Конфликт с родителями, специально мало за­нимается.

Необходимо разобраться в причине конфликта, затем разрешить ситуацию. Это будет несложно, если вы спокойно выразите ребенку те чувства, ко­торые испытываете, когда находитесь в конфликте. Например: «Мне очень жаль, что у нас сложилась такая ситуация (описание ситуации), мне крайне некомфортно...»

Предложите высказаться ребенку, чтобы он тоже изложил свои чувства. После этого нужно помириться и решить, что вы будете делать в по­добных конфликтных ситуациях в следующий раз. Также стоит проговорить, что, несмотря на ссоры в семье, все продолжают выполнять свои обязан­ности, и привести в пример взрослых, которые про­должают ходить на работу, готовить кушать, делать покупки. Здесь же дополнить список школой и вы­полнением домашних заданий.


5. Неблагоприятная среда в доме и, как след­ствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

Родителям необходимо самостоятельно решать свои проблемы и постараться не втягивать в этот процесс ребенка. Это не значит, что не нужно ни­чего говорить, ведь он все равно чувствует и по­нимает, что что-то не так. Важно объяснить сло­жившуюся ситуацию, но очень мягко, пытаться переключать внимание ребенка на что-то другое и сказать, что скоро все наладится.

Можете устраивать совместные походы на пик­ник, в кино, вместе готовить — одним словом, дать возможность ребенку расслабиться и порадовать­ся. При этом, когда он не хочет выполнять домаш­ние задания, попробуйте просто поговорить с ним о чем-нибудь, посмеяться, вспомнить что-нибудь забавное, а потом предложить каждому заняться своими делами. Скорее всего, ребенок в припод­нятом настроении сядет за уроки.


Блок 4.

Отсутствие основных рычагов мотивации.

1. Дома за плохие оценки ругают, а о хороших ни­чего не говорят.

Получается, что у ребенка падает мотивация что-либо делать. Ведь, что бы ты ни сделал, в худ­шем случае тебя поругают, а в лучшем — промол­чат. Вам необходимо не только выражать свое недо­вольство, но и хвалить за хорошие оценки. А лучше хвалить не за оценки, а за результат в конкретных заданиях. С плохо выполненными или вообще с не­выполненными заданиями надо поступать анало­гично. Выявить причину случившегося и опреде­лить, что надо сделать, чтобы исправить задание, и как в дальнейшем избегать таких ситуаций. Ко­гда основным критерием похвалы является именно задание, а не оценки, у вас появляется множество преимуществ,

Вы не попадетесь на манипуляцию ребенка, когда он говорит, что его несправедливо оце­нили.

Ребенок будет ориентирован на процесс и до­стижение цели, а не на оценку. Согласитесь, оценка зачастую не отражает реальную кар­тину, А во взрослой жизни важен результат, а не чья либо оценка.


2. Учителя в школе не верят в способности уче­ника.

Чтобы понять положение, в котором находится такой ребенок, давайте вспомним свои школьные годы и одноклассника-двоечника, троечника. Про него все учителя только и говорили: «Он не сдаст экзамены», «Он самый слабый ученик» и т. д. Вспо­мнили? А теперь представьте, может ли такой ребе­нок испытывать интерес к учебе? Конечно, нет. Он и сам уже не верит в свои силы и убедил себя, что не нуждается ни в чьей поддержке, ведь он столько ее ждал, а в ответ получал лишь упреки.

Если дела обстоят именно так, то можно переве­сти ребенка в другой класс, где будут новые учите­ля и одноклассники, или в другую школу. Есть мно­жество примеров, когда ребенок начинает учиться лучше при переходе в другую школу или класс.

Другой вариант — поговорить с ребенком и принять совместное решение о том, что он теперь будет стараться перейти из разряда троечников в ударники. При этом надо решить, что для этого делать.

После этого нужно прийти в школу и побеседо­вать с классным руководителем: сначала наедине, объяснив ситуацию, а потом и с ребенком, чтобы все знали о его намерениях и чтобы ребенок понял, что учитель тоже на его стороне.


3. Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

Какая еще система поощрения? Ведь и так все понятно: учится хорошо — можно иногда похва­лить; учится плохо — ругаете и в чем-то ограни­чиваете. Этот подход ошибочный и низкоэффек­тивный, так как нет четкой системы. Согласитесь, зачастую в одних и тех же ситуациях мы поступаем по-разному. Чаще всего это связано с нашим на­строением, состоянием здоровья, определенными успехами на работе и бытовыми делами. Особен­но такая непоследовательность и сильная зависи­мость от настроения свойственна мамам.


Приведу пример: ребенок пришел из школы, сказал, что получил «двойку», потому что не вы­учил правило. Тут вы начинаете его отчитывать и выражать свое недовольство, возможно, наказы­ваете. В другой раз что-то подобное случается при других обстоятельствах. Например, через полчаса к вам должны приехать гости, а вы опаздываете с приготовлениями. Ребенок возвращается домой, сообщает новость о двойке, а вы бросаете фразу: «Ну, ничего, исправишь, а сейчас скорее за дело — помогай мне на кухне». И тут у ребенка счастье: пронесло, как же здорово, что гости и маме не до оценок. И, согласитесь, таких примеров может быть много. Какие выводы делает ребенок в подоб­ных ситуациях? Что не всегда за плохими оценками следуют неприятные последствия, не всегда за пя­терку меня хвалят и гордятся мной. Также ребенок начинает думать, что нет никакой связи между его действиями и их последствиями.

Еще один минус такого подхода — то, что оцен­ки перестают мотивировать.

Ребенок не хочет читать. Что делать?

Ребенок, который взахлеб читает книги, — большая редкость. Чаще дети не хотят читать ни школьную литературу, ни интересные для их возраста книги. Если вы вспомните свое детство, то в памяти всплывут десятки интересных расска­зов, которые вы не только читали, но и увлеченно обсуждали со сверстниками. С современным под­растающим поколением все иначе. И причина это­го — глобальный технический прогресс и появле­ние огромного разнообразия гаджетов и игр.


Сейчас вместо чтения книг ребенок с большим удовольствием посмотрит телевизор, поиграет на приставке, посидит в социальных сетях. Книги не могут конкурировать с медиаресурсами за вни­мание ребенка.

Прогресс прогрессом, но, к сожалению, такой досуг приводит к неуспеваемости в школе, плохо развитому словарному запасу, неумению четко и грамотно излагать свои мысли. Исчезает аспект нравственного и духовного воспитания, ведь ре­бенку не о чем думать, рассуждать и спорить. В го­лове остаются только ток-шоу, агрессивные филь­мы и игры.

Наверняка вы неоднократно пытались убедить или даже заставить своего ребенка читать. Правда, эти убеждения оказались малоэффективны и ра­ботали лишь некоторое время. Большинство роди­телей задаются вопросами: почему современное поколение не интересуют книги и как заставить ребенка читать?


Алгоритм действий по решению проблемы


ЕСЛИ...

Интернет и ТВ;

переизбыток информации.


Составьте расписание, в котором пропишите график просмотра телевизора и использования Интернета. У ребенка должно быть время, когда он может просто посмотреть телевизор, полистать страницы в Интернете и его никто не будет за это отчитывать. Для ребенка в возрасте от 7 до 12 это время не должно превышать 1 час в день.

Есть одно дополнение к этому пункту. Здесь так­же имеет значение, сколько времени сами родите­ли проводят перед телевизором или компьютером. Для того чтобы ребенок принял новые правила, по­кажите ему положительный пример.

Отдельной проблемой является мобильный телефон, который представляет собой целый мир с огромным количеством игр, видео и других развле­чений. Конечно, если вы долларовый миллионер, то можете отправить ребенка в закрытую частную шко­лу, где учатся дети очень богатых людей и у них нет мобильных телефонов. Просто нет, и это нормально. Но мы живем в реальном мире, и, если вы не купите ребенку мобильный телефон, он, во-первых, будет чувствовать себя неловко: у всех есть, а у него нет. А во-вторых, всегда сможет поиграть, попросив те­лефон у одноклассников. Поэтому с ребенком нужно договариваться и ограничивать время игр.


ЕСЛИ...

3) уроки убивают интерес к чтению.

Необходимо объяснить ребенку, что урок — это только маленькая часть огромного мира литерату­ры. И, если не нравится именно эта тема урока, это еще не повод считать литературу скучной.

Ваша задача — объяснить ребенку, что, несмот­ря на неинтересный подход учителя к предмету, читать все равно здорово. Также можете записать ребенка на курсы скорочтения, где он научится
читать гораздо быстрее, и процесс обучения будет доставлять удовольствие.


ЕСЛИ...

4) нужен пример родителей.

Вам необходимо создать «читающую среду» дома. Для начала у вас должна быть домашняя би­блиотека, к которой вы часто подходите и берете интересующую вас книгу. После прочтения не­скольких глав нужно высказывать свои впечатле­ния и задавать вопросы членам семьи, как бы втя­гивая их в историю своей книги.

Необходимо создавать «книжные» традиции:

а) обсуждайте прочитанные книги, рассказы, стихи;

б) устраивайте шопинг по книжным магазинам. Если вы предоставите ребенку возможность самостоятельно выбрать себе любую понра­вившуюся книгу в книжном магазине, он это обязательно сделает и дома начнет ее читать.

Также можно применять маленькие хитрости. Например, сравнивать героя книги с реальным знакомым: «Слушай, сынок, главный герой в рассказе так похож на твоего друга Колю». Вы самостоятельно мо­жете придумать множество хитростей, главное, чтобы от вас исходила инициатива и вы их тоже читали.


ЕСЛИ...

5) нужно подчеркнуть престижность чтения.

Необходимо создать книжную среду, но уже вне дома. Это может быть литературный или поэтиче­ский кружок, где дети смогут делиться мыслями о прочитанном. Хотя бы раз в неделю ребенок дол­жен посещать такое место, где говорят о литерату­ре. Можете проявить инициативу и на родитель­ском собрании предложить классному руководи­телю устраивать для детей «читающие» классные часы или вечера.

Становится понятно, что для большинства детей чтение может стать любимым и увлекательным за­нятием, стоит лишь изменить отношение к нему и научить ребенка дружить с книгами.


Тест

Предлагаю вам пройти тест, который позволит определить доминирующий способ познания у ва­шего ребенка. Это поможет вам в дальнейшем подбирать те методики эффективного обучения, которые лучше всего подходят именно вашему ребенку.

Создателями данной анкеты являются амери­канские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил.

Данная анкета заполняется вами. Необходи­мо внимательно прочитать все нижеприведенные утверждения и подчеркнуть те, которые больше всего относятся к вашему ребенку. Можно выбрать неограниченное количество утверждений.


Общение

Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

Мой ребенок неправильно произносит некото­рые звуки и слова (3).

Мой ребенок редко вызывается отвечать (3).

Мой ребенок правильно использует глаголь­ное время (С).

Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

Любимые игрушки и занятия

Моему ребенку нравятся калькуляторы и ком­пьютеры (3).

Моему ребенку нравится рукоделие и модели­рование (3).

Мой ребенок любит читать вслух, и ему нра­вится, когда ему читают (С).

Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

Микромоторика

Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

Для письменных работ моего ребенка харак­терна аккуратность (3).

Моему ребенку особенно нравится раскраши­вание (3).

Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

Мой ребенок часто просит помочь при выпол­нении творческих заданий (С).

Моему ребенку трудно писать на разлинован­ной бумаге (Д).

Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

Навыки поведения в коллективе

Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

Индивидуальные занятия нравятся моему ре­бенку больше, чем групповые (3).

Мой ребенок очень разговорчив (С).

Мой ребенок обычно первым начинает разго­вор (С).

Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много разговаривает на уро­ках (С).

Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

Моему ребенку легче выражать мысли с по­мощью жестов (Д).

Мой ребенок выступает в роли лидера на игро­вой площадке (Д).

Память

Мой ребенок запоминает то, что видит (3).

Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).

Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

Мой ребенок читает, узнавая слова по их зву­чанию (С).

Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

Моему ребенку нужна помощь, чтобы научить­ся читать (Д).

В школе

Мой ребенок аккуратно одевается (3).

Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

Мой ребенок следит за порядком на своем ра­бочем месте (3).

Внешний вид моего ребенка аккуратный, но не чрезмерно опрятный (С).

Мой ребенок легко отвлекается на звуки и го­лоса (С).

Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вы­зывается отвечать (С).

Мой ребенок часто выглядит довольно не­опрятно (Д).

Мой ребенок чрезмерно активен и часто от­влекается (Д).

Моему ребенку трудно усидеть на своем месте (Д).


После того как вы выделили подходящие для вашего ребенка утверждения, нужно подсчитать количество выборов каждой буквы (3, С, Д).

Каждый ответ соотносится с определенным спо­собом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

С — «слушатель», или аудиал.

3 — «зритель», или визуал.

Д — «деятель», или кинестетик.


Скорее всего, ответы будут сосредоточены на одной или двух буквах. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

Если ваш ребенок — аудиал, «слушатель».

Чтобы вызвать интерес к книгам, вам необходимо читать вслух. Ребенок должен услышать в книге то, что вызывало бы у него интерес. Периодически можно вместе слушать аудиокниги.

В обучении ребенку надо объяснить, что для него важно слушать на уроке учителя. Он очень хорошо может запоминать услышанный матери­ал и потом легко его воспроизводить. Дома тоже старайтесь просить его проговаривать школьный материал вслух, учить стихотворения и правила нужно тоже вслух.


Если ваш ребенок — визуал, «зритель».

Для чтения лучше выбирать книги с большим коли­чеством иллюстраций, красивой обложкой, цвет­ным шрифтом.

Все в книге должно быть ярким, чтобы привле­кать внимание ребенка и вызывать у него интерес к чтению.

В обучении тоже необходимо использовать как можно больше наглядного материала: рисунков, схем, таблиц, различные яркие образы.

На уроке такому ученику надо делать для себя пометки в учебниках или на полях тетради.


Если ребенок — кинестетик, «деятель».

Иногда предлагайте ему проиграть с игрушками прочитанную историю. Читать можно по ролям с частичным проигрыванием рассказа. Можно предложить слепить героя или сделать его из бу­маги. Все это будет увлекать ребенка и вызывать интерес к прочитанной истории.

В обучении такому ребенку надо давать возмож­ность экспериментировать и пробовать делать что-то руками.


Ребенок не отрывается от компьютерных игр, соцсетей или ТВ. Что делать?

Как часто вам кажется, что все интересы вашего ребенка сосредоточены только в Интернете? Быва­ет ли у вас ощущение, что как только он включает свой планшет, то уходит из реальности?

Говорит ли он/она, что не хочет есть, идти гу­лять и вообще общаться, потому что в Интернете что-то очень увлекательное и интересное?

Когда вы задаете вопросы: «Чем ты там зани­мался?» или «Что нового открыл для себя?», ребе­нок не может ответить?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили по­ложительно, пора исправлять ситуацию.

Вся жизнь наших детей сопровождается инфор­мацией извне, которую мы не можем контролиро­вать, пока не нажмем на кнопку «ВЫКЛ».

Вы пробовали когда-либо говорить ребенку, что ровно неделю вы всей семьей не будете смотреть те­левизор и заходить в Интернет? Только представьте реакцию вашего чада. Самое интересное будет даль­ше, когда вы проведете этот эксперимент и на пару дней лишите его и себя этих «захватчиков».


Что же происходит с ребенком, когда он засиживается в Интернете?

Как это влияет на его интеллект, интересы и эмоциональную сферу?

Первое, что затягивает ребенка в Интернет (сюда входит различная деятельность: игры, про­смотр видеороликов, групп, переписка и т. д.), — это ощущение свободы. Пользователь Интернета понимает, что может делать все, что угодно, играть разные роли. Он может быстро переключаться с од­ного вида деятельности на другой, читать сразу много вкладок.

Второе — чувство смелости. Когда ребенок в Интернете, у него пропадает страх, он чувствует себя безнаказанным, может написать анонимно со­общение неприятелю или признаться в симпатии другому человеку. Вспоминаю, что я года 3-4 назад на досуге поигрывал в компьютерные игры типа Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2 (возможно, кому-то из родителей это о чем-то говорит). Про­цесс игры происходит онлайн, в игре участвуют игроки из абсолютно разных регионов Российской Федерации, с которыми можно переговариваться. Так вот, такого отборного мата я не слышал в сво­ей жизни никогда, хотя я несколько лет работал с трудными детьми, имеющими судимости, и даже
они были намного скромнее. При этом по голосу детей можно было легко определить, что многим еще нет и 12 лет. Чувство безнаказанности творило с детьми «чудеса», к сожалениию, в самом негатив­ном смысле этого слова.

Третье — ощущение, что все просто и доступ­но. Жизнь в Интернете кажется легкой и безмятеж­ной, а жизнь в реальности — наоборот, сложной и проблемной. В реальной жизни надо взаимодей­ствовать с людьми, а это не всегда просто, надо заниматься учебой, выполнять требования роди­телей и т. д.

Согласитесь, куда проще спрятаться за экраном.

Все это приводит к нарушениям в интеллекту­альной сфере. Ребенок становится невниматель­ным, постоянно отвлекается. На уроках неусидчив, не успевает выполнять задания, плохо развивается его логическое мышление.

Эмоциональная сфера тоже страдает. Ребенку сложнее выстраивать отношения с одноклассни­ками, заводить новые знакомства. Он становится вспыльчивым, наблюдается частая смена настрое­ния. Когда родители не разрешают зайти в Интер­нет, он раздражается и агрессивно реагирует.

Детям сложно понять, что с ними происходит. Они опираются на сиюминутные эмоции. Пока они в Интернете, им весело и интересно, когда выхо­дят — приходится выполнять свои обязанности.

Стоит отметить, что большинство описанных выше проявлений свойственны и взрослым. Раз­личие лишь в том, что психика взрослого человека более устойчива, в отличие от несформированной детской, поэтому Интернет отрицательно влияет на детей в большей степени, чем на взрослых.


*****

ВНИМАНИЕ!

Родители, чьи дети часто «застревают» в гаджетах, должны насторожиться!

Это серьезный звоночек — у ребен­ка есть проблемы, от которых он уходит в виртуальный мир. Проблемы могут быть совершенно разными, начиная с неуверен­ности в себе, страхов и заканчивая кон­фликтами в семье.

Ребенок, который уходит в виртуальный мир, заявляет всем: «Меня не устраивает или пугает моя реальная жизнь». Играя, он снимает напряжение и успокаивается. По­этому, если вы замечаете, что сын или дочь слишком много времени проводит с план­шетом или у компьютера, есть смысл по­сетить психолога.

Как показывает практика, если у ребен­ка нет серьезных сложностей и дома его окружает благоприятная обстановка, он не уходит в виртуальную реальность.

Поэтому первое, что нужно сделать, — это наладить контакт со своим ребенком, стать для него другом и помочь решить его реальные проблемы.

*****


Алгоритм действий по решению проблемы

Как показывает практика, самостоятельно ре­бенок не может управлять временем, которое он тратит на просмотр ТВ и Интернет. Поэтому за вре­менем должны следить взрослые. Особенно на на­чальном этапе, пока у ребенка не войдет в привыч­ку работать в Интернете, соблюдая регламент.

Практические шаги для изменения ситуации в лучшую сторону

Продумать и записать правила пользования ТВ и компьютером (мобильным телефоном, планшетом). Для начала обсудите эти правила со взрослыми членами семьи, так как им тоже необходимо соблюдать новые правила.

Подготовьтесь к беседе с ребенком на тему «плюсы и минусы долгого просмотра ТВ и пре­бывания в Интернете». Важно заранее проду­мать аргументы в пользу ограничения времени пребывания в Интернете.



Проведите беседу с ребенком, совместно приду­майте правила пользования Интернетом и про­смотра ТВ. При беседе опирайтесь на свои зара­нее подготовленные аргументы. Важно, чтобы у вашего чада появилось ощущение, что он вме­сте с вами создал эти правила. Нельзя просто навязать придуманные вами законы, ребенок специально не будет их соблюдать. А правила, разработанные совместно, — это уже другой разговор. Таким образом, вы решаете две задачи: во-первых, повышаете самооценку ребенка, во-вторых, учите его принимать ответствен­ность, при этом осознанно.

Необходимо поставить пароль на компьютер или планшет, мобильный телефон (либо отклю­чать на них Интернет). Обязательно объясните ребенку, почему вы это делаете. Скажите, что вы ему доверяете. А пароль лишь поможет всем быстрее выработать привычку работать в сети ограниченное время.

Предложите ребенку составить расписание пользования Интернетом на неделю и повесить его над рабочим столом.

Вам надо продумать, как проводить совместный досуг и чем занимать ребенка в свободное вре­мя. Время, которое вы сэкономили, должно пой­ти не в счет уроков, а на что-то приятное и ин­тересное для ребенка. Покажите ему, что можно весело проводить время без электроники.

На протяжении первых двух недель напоминай­те ему, что у вас новый этап, который пойдет всем на пользу. Объясняйте, что он делает очень полезное дело, и спрашивайте, какие плюсы он сам замечает.


Можем уверить вас, что все это сделать реально! Я провел огромное количество смен в лагерях сначала в качестве вожатого, а далее в качестве ди­ректора и организатора, — всего порядка 50. Воз­растной диапазон ребят в лагерях — от 7 до 17 лет. У нас всегда были одни и те же правила пользова­ния телефонами и планшетами. Средства связи раз­давались один раз в день на 30 минут, за это время ребенок успевал связаться с родителями, в подроб­ностях рассказать о прошедшем дне, выйти в соци­альные сети и пообщаться с друзьями. Естественно, всегда первые два-три дня почти все дети бунтовали и говорили, что им не хватает времени на общение и что им жизненно необходимо выйти в Интернет. Но на третий-четвертый день все менялось, дети полностью адаптировались к насыщенной програм­ме и в итоге даже забывали о том, что хотели выйти в социальные сети или поиграть в игры на телефо­не. Поэтому с уверенностью заявляю, что если вы будете использовать приведенный выше алгоритм действий, ваш ребенок через пару недель привык­нет к новому образу жизни и перестанет тратить уйму времени на ненужные занятия в Интернете.


*****

Есть одно НО!

Если у ребенка уже сформировалась игро­вая зависимость, нельзя резко лишать его компьютера, так как это может вызвать сильнейшее сопротивление, всплеск агрес­сии и, возможно, депрессию. Необходимо решать проблему под руководством спе­циалистов, работающих с детскими зави­симостями.


*****



В настоящее время все чаще в практике встречаются дети с игровой зависимостью, и зачастую родители длительное время не понимают, что это серьезная проблема, которую необходимо решать.

Самостоятельность — это умение действо­вать без чьего-либо вмешательства, без помощи со стороны.

Если ваш ребенок больше трех часов в день проводит в какой-либо игре и при этом правила, которые вы ввели, не рабо­тают, есть смысл обратиться за консульта­цией к специалисту.


Что такое ответственность и самостоятельность? Как привить ребенку такие важные качества?

Родители часто сталкиваются с нежеланием ре­бенка выполнять домашние обязанности. Он не хо­чет мыть за собой посуду, убирать свою комнату, ухаживать за домашним питомцем или растением. Когда кто-то из взрослых просит ребенка помочь по дому, он неохотно реагирует на просьбу. Иногда делает вид, что не слышит, или усердно занимается другим делом. Обещает выполнить, а потом гово­рит, что забыл.

Вы догадываетесь, что ребенок делает это наме­ренно, и пытаетесь начать давить на него, застав­ляете выполнить дело или же ставите ему ультима­тумы: «Если ты не помоешь посуду, то не пойдешь гулять» и т. д. При этом каждый раз повторяется одно и то же.

Все это говорит о том, что чувство ответствен­ности у ребенка развито плохо или он не чувствует ответственности за те дела, которые вы ему пору­чаете. Когда ребенок не приступает к выполнению дел без взрослого или без напоминания взросло­го, это тоже является свидетельством того, что он не самостоятелен в своих действиях.

Другая распространенная ситуация — когда ре­бенок любую неудачу в школе или в спортивной секции сваливает на других людей или обстоятель­ства. Это тоже свидетельствует об отсутствии само­стоятельности и ответственности за свои поступки.

Почему же так происходит?

Обычно причина в непонимании родителями доминирующей мотивации ребенка. Всего этих мотиваций пять:

получить похвалу;

почувствовать гордость за выполненное дело;

получить привилегии и бонусы за выполне­ние дела;

помочь родителям;

сделать дело с целью избежания негативных последствий.

Взаимодействие с ребенком должно происхо­дить с опорой на доминирующий тип мотивации.

Получить похвалу.

Если у ребенка преобладает данная мотивация, то для него важно всегда получать слова одобрения со стороны родителей. Причем ради нескольких за­ветных слов он готов сделать все, что угодно.

Если вы забыли сказать слова благодарности, ребенок либо напомнит вам об этом, либо сам про­поет себе дифирамбы и будет ждать вашего под­тверждения. Конечно, данная мотивация не самым положительным образом влияет на него и его буду­щую взрослую жизнь. Такой ребенок всегда будет ориентироваться на желания других людей и стре­миться удовлетворить их потребности, чтобы по­лучить похвалу. Эти дети часто попадают под вли­яние более авторитетных сверстников, особенно в подростковом возрасте. Поэтому важно убрать данную мотивацию с главенствующей позиции.

Почувствовать гордость за выполненное дело.

Этот тип благоприятно сказывается на лично­сти ребенка и его желании продолжать полезную активную деятельность. После выполнения за­дания такой ребенок испытывает чувство радо­сти и гордости за себя, у него появляются силы и эмоциональный подъем для свершения других заданий.

Такой ребенок тоже может ждать похвалы и комментариев взрослых, но это для него — не главное.

Получить привилегии и бонусы за выполнение дела.

В данной ситуации появляются отношения «ты мне — я тебе». Это определенным образом фор­мирует эгоистичную личность, которая не считает нужным сделать что-то просто так, без отдачи. Ре­бенок начинает думать, что безвозмездно ничего делать не надо, и даже родители обязаны расплачи­ваться за его труд, хотя сам не считает себя в чем- то обязанным.

Помочь родителям.

Чаще всего такая мотивация присутствует у от­ветственного ребенка, в семье которого отношения между всеми домочадцами открытые, уважитель­ные и теплые. Здесь у родителей нет необходимо­сти заставлять ребенка что-либо делать, он сам с охотой предлагает свою помощь и выполняет все, о чем договорились.

Сделать дело с целью избежания негативных последствий.

Ребенок, у которого преобладает данный тип мотивации, находится в постоянном напряжении, испытывает негативные чувства. Такой ребенок всегда тревожится и испытывает страх. В результа­те такой мотивации ребенок вырастет невротиком. В какой-то момент он начнет бунтовать, уходить из дома или употреблять алкоголь или даже нарко­тики, так как находиться в постоянном состоянии стресса эмоционально очень тяжело.


*****

Существуют как положительные мотива­ции выполнения обязанностей, так и отри­цательные.

Наша с вами задача — переориентиро­вать ребенка на положительные и свести к минимуму отрицательные мотивации,

Это поможет ребенку не только стать от­ветственным и самостоятельным, но и до­биться успехов в будущем. Ведь только че­ловек, который отвечает за свои действия, в дальнейшем сможет занимать высокие посты, создать успешный бизнес и сфор­мировать гармоничные отношения с окру­жающими его людьми.

*****



Алгоритм решения

Прежде чем мы приступим к описанию реше­ния проблем, необходимо разобраться с понятиями ответственность и самостоятельность и опреде­лить, есть ли между ними связь.

Ответственность — это умение отвечать за свои поступки, действия, слова и понимать, к чему они ведут или могут привести.

Ситуация с детьми другая, нам кажется, что ре­бенок не обременен работой и домашними делами и что данная проблема его не касается. Это оши­бочное мнение. Проблема зачастую касается детей сильнее, чем нас. Почему?

В воспитании детей эти два понятия неразрывно связаны между собой. Если мы пытаемся научить ребенка ответственности, но при этом делаем все вместе, не давая ему возможности совершить дей­ствие от начала до конца самостоятельно, то он ни­когда не научится отвечать за свои поступки. И в си­туации неудачи он обязательно разделит крах между несколькими участвовавшими в работе лицами. Ведь все мы знаем, что переложить ответственность на кого-то другого гораздо спокойнее и приятнее.

Поэтому при формировании ответственности важно давать ребенку возможность делать что-то самостоятельно и отвечать за результат самому — прежде всего перед самим собой.

1. Если ребенок делает что-либо только за вашу похвалу.

Необходимо научить его ориентироваться не на оценку его работы другим человеком, а оценивать эту работу самому. Например, когда он выполнил какое-то поручение или получил хорошую оценку в школе, попросите его прокомментировать свою работу и оценить свои старания. Лишь после того, как он выскажется, можете высказать свою точку зрения и обязательно добавить, что ваши мнения могут отличаться и что мнение третьего челове­ка могло бы в корне отличаться от его и вашего. Важно делать перестройку очень плавно, иначе ребенок может испугаться такой ответственности и включить механизмы защиты.

Если мотивация — получить привилегии и бонусы за выполнение дела.

Родителям необходимо изменить отношения меж­ду собой и показать ребенку пример того, когда просьбы в семье выполняются безвозмездно. Также важно объяснить, что каждый член семьи должен выполнять свои обязанности не для того, чтобы по­лучить какую-то выгоду, а просто для того, чтобы всем было комфортно существовать. Можно при­вести интересные примеры из биологии, как могут взаимодействовать разные организмы. Пример: в симбиозе или паразитировать. После этого нужно обсудить, к каким последствиям может привести недовольство одного из членов семьи.

Если мотивация — сделать дело с целью избежания негативных последствий.

Данная мотивация гораздо хуже, чем мотивация за похвалу, так как у ребенка формируется страх по отношению к родителю, который угрожает, ставит жесткие ультиматумы или делает его веч­но виноватым. Родителям важно научиться давать ребенку возможность выбирать, не создавая ситуа­цию вечного страха и напряжения. Ребенок должен почувствовать безопасность и получить от родите­лей ощущение полного принятия вне зависимости от его решений и действий.


Как прививать положительные мотивации?

Для начала необходимо собраться всей семьей и написать огромный список домашних обязанно­стей (личные обязанности, такие как учеба и рабо­та, туда не входят).

Следующим шагом вы вместе обсуждаете, что нужно делать в каждом пункте и сколько времени в день или в неделю это займет. Затем нужно на­писать последствия невыполнения этих дел в срок. Когда список будет готов, необходимо спросить у ребенка, что из перечисленного в списке он готов взять на себя. Если вам показалось, что ребенок взял мало обязанностей, скажите, что с оставши­мися делами вы в одиночку не справитесь и семья получит негативный результат, который вы уже описали. Например, если не ухаживать за черепаш­кой и не кормить ее, она может погибнуть, а если четыре дня не выбрасывать мусор, то появится не­приятный запах в квартире, и т. д.

Предложите ему подумать и сделать выбор, за­тем предложите свой вариант. Если ребенок вы­брал слишком много обязанностей, его выбор тоже необходимо подкорректировать, иначе при пере­грузке он может потерять интерес к своим обязан­ностям.

После распределения надо записать обязанно­сти каждого и то, как часто они должны выпол­няться. После чего этот лист вывешивается на хо­лодильник или другое видное место.

Данный способ распределения ответственности за домашние дела очень эффективен, потому что ребенок наглядно может увидеть, с каким объемом домашней работы сталкиваются родители, и по­нимает, что в его помощи нуждаются. Также ре­бенку предоставляется выбор, и он сам выбирает, что выполнять, а благодаря расписанному времени эта работа перестает пугать его своими объемами и сложностью.

Дальше для поддержания оптимального уров­ня выполнения своих обязанностей всеми члена­ми семьи необходимо раз в неделю проводить со­вет и обсуждать текущее положение дел. Помните сами и напоминайте ребенку о том, какие важные задачи он выполняет.


*****

Важно!

Часто происходят ситуации, когда ребенок перестает выполнять обязанности или от­кладывает их. В этом случае никогда НЕ делайте дела за ребенка и старайтесь об­ходиться без замечаний, лишь комменти­руйте то, что видите, и делитесь своими чувствами.

Например: «Земля, в которой растут цветы, стала совсем сухой, возможно, ско­ро они начнут увядать, а так хотелось бы любоваться ими». После подобных ком­ментариев ребенок, возможно, не сиюми­нутно, но через некоторое время выполнит свое задание.

*****

Очень важно дать ребенку понимание ос­новного и фундаментального принципа жизни — «сеяния и жатвы». Он касается практически всех сфер нашей жизни.

Смысл его прост: для того чтобы полу­чить урожай, нужно весной посеять семе­на в землю; летом ухаживать и поливать; осенью собирать урожай. Нарушение этого алгоритма приведет к отсутствию резуль­тата в конце. Если не посеять весной, то, как бы тщательно ты ни поливал летом, урожая не будет. Если не поливать летом, то и осенью нечего будет собирать. У ре­бенка понимание этого принципа должно отложиться в подкорке мозга, тогда вам не нужно будет объяснять, почему нужно старательно учиться.

Этот же принцип относится и к воспита­нию детей. Если «летом не поливать», то есть пропустить период, когда вам необхо­димо заниматься воспитанием, вы уже ни­когда не сможете дать взрослому ребенку то, что упустили. Заменить это упущенное воспитание никакими учителями или день­гами не получится...

На одном из собраний надо обсудить такие мо­менты, когда по важным причинам (например, заболел и лежит с температурой) кто-то не может выполнить свои обязанности. Что будет делать се­мья в данной ситуации?

С помощью такого распределения ребенок будет учиться и ответственности, и самостоятельности.

Что же касается учебы или других развивающих занятий, которые ребенок посещает, то необходи­мо ему объяснять: «Все, что ты делаешь, — это твой выбор, и если тебе нравится всегда получать за домашние задания „тройки", то ты можешь про­должать это делать». Или, если вы увидели, что вместо подготовки, к примеру, к вокалу, он (она) отвлекается на что-то другое: «Не расстраивайся, когда на конкурсе займешь низкое место, это за­кономерно».

В формировании любой привычки необходимы система и настрой как ребенка, так и родителя, по­этому важно подмечать нюансы и правильно реа­гировать на уловки, которые пытается провернуть ребенок.


Тайм-менеджмент

Что такое тайм-менеджмент? Это умение пра­вильно управлять своим временем, расставлять приоритеты и делать все в срок. В современном обществе мы часто слышим, что большинство лю­дей страдают от нехватки времени. Многие пыта­ются начать планировать свой день, но не всегда это получается, так как насыщенный ритм жизни сбивает все планы.

Попробуйте заняться с ребенком планирова­нием и составьте план на следующий день, вклю­чающий минимум пять обязательных действий. В конце дня разберите, насколько получилось вы­полнить план. Не нужно расписывать дела по вре­мени и пытаться превратить ребенка в робота. Просто необходимо, чтобы у него вырабатывался навык успешного доведения до конца всех дел, за­планированных на день.

Попробуйте вспомнить свое детство, самые запоминающиеся моменты. Наверняка их было очень много, и если начать вспоминать, то трудно остановить череду приятных воспоминаний.

Если же вашему ребенку задать аналогичный вопрос через десяток лет, воспоминаний у него будет в разы меньше, чем у вас. Все потому, что современный мир перенасыщен информацией. На­пример, ребенок пришел из школы с пятеркой, ра­довался ей, пока был в пути, пришел домой, расска­зал вам, вы его похвалили, затем он начал играть в компьютерную игру, и все...

Он полностью переключил свое внимание на победу и успех в виртуальном мире, стерев тем самым живые впечатления и чувства от получен­ной оценки. И так происходит почти всегда.


*****

Важно научить ребенка правильно воспри­нимать время и концентрировать внимание на важном, жить здесь и сейчас. Если вы бу­дете соблюдать все принципы, которые мы описываем в книге, результат не заставит себя ждать. Вы сможете значительно повы­сить качество жизни вашего ребенка.

*****



Современный ребенок, находясь в огромном потоке информации, по-другому начинает воспри­нимать реальность и, соответственно, время. Со­гласитесь, так бывает и с вами: вы только зашли в социальную сеть, вам кажется, что прошло 20- 30 минут, а на самом деле пролетели уже 2-3 часа.

У нас есть отдельная разработанная система тайм-менеджмента для детей, включающая все не­обходимые элементы, в книге же мы дадим лишь основные принципы и небольшие упражнения для внедрения этих принципов.

Что включает в себя тайм-менеджмент для детей?

Планирование.

Целенаправленность и расстановка приори­тетов.

Ограничения.

Полезные привычки.


Планирование представляет собой умение ре­бенка заранее составлять план на день, неделю и более размытый план на месяцы и год. То есть сейчас ребенок не задумывается о конкретных за­дачах, которые стоят перед ним каждый день. Он делает то, что ему говорит родитель. Это вызывает сопротивление у ребенка и тормозит его разви­тие, при этом по-другому жить он не умеет. Наша с вами задача — научить его планированию и со­блюдению плана с удовольствием.

Далее прописываете обязанности по договору и то, что будет, если ребенок выполнит условия или не выполнит.

Целеполагание и расстановка приорите­тов — это умение ребенка, во-первых, понять, чего он хочет, во-вторых, правильно поставить цель, в-третьих, научиться достигать эти цели, правиль­но расставляя приоритеты.

Определите, чего хочет ваш ребенок. Какие у него есть цели? Например, научиться катать­ся на велосипеде, быстро плавать, хорошо играть в футбол, получить пятерку по тому или иному предмету.

Объясните, что если ребенок будет посвящать этой цели хотя бы 15-20 минут ежедневно, то он обязательно ее добьется. Контролируйте процесс с помощью планирования.

В списке дел ребенка попросите его выделить более важные и учите его выполнять их раньше, чем все остальные. Это разовьет важный навык расстановки приоритетов.

Полезные привычки формируются изо дня в день на протяжении всего процесса развития ре­бенка. Необходимо заранее создавать их и продумывать, как они будут реализовываться ежедневно. Стоит обратить внимание, что привычки должны вытекать из целей и приоритетов развития на дан­ном этапе. Привычки в дальнейшем формируют личность ребенка.

Полезные привычки — это мелочи, из которых состоит успешный человек. Например:

выпивать по утрам стакан чистой воды;

ежедневно делать зарядку;

доводить дела до конца;

читать полезную литературу по 30 минут в день;

тренировать память ежедневно.

Это лишь небольшой список полезных привы­чек, которые необходимо внедрять ребенку с дет­ства.

Ограничения. Без них невозможно разви­тие ребенка. Он не может мотивировать себя на дальнюю перспективу и с трудом отказывает себе в сиюминутных удовольствиях. Поэтому важ­но помогать ему в этом, создавая определенные ограничения.

Вот список ограничений, которые можно и нуж­но внедрять:

употребление в пищу чипсов, снеков, шоко­ладных батончиков;

просмотр телевизора;

компьютерные игры.


Договор о хорошей учебе

А теперь я дам вам, уважаемые читатели, один великолепно работающий прием. По крайней мере, он отлично срабатывает у родителей наших учеников.

Называется он «договор о хорошей учебе».

Вот его суть. Часто родители что-то обещают ребенку за хорошую учебу, например дорогую приставку. И ребенок сначала очень старается, но, сталкиваясь с первыми трудностями, теряет терпение и перестает стараться. Так работает мо­тивация, это мы уже выяснили.

Проблема еще в том, что при невыполнении условий ребенок ничего не теряет. Поэтому до­говор должен быть трехсторонний, например, если ребенок заканчивает четверть без троек (это должна быть не простая задача для ребенка, но все- таки выполнимая), то вы покупаете ему пристав­ку. А если заканчивает с тройками, то три месяца после этого он моет посуду за всей семьей ежеднев­но. Цена в случае невыполнения договора должна быть значительной, но посильной для ребенка.

Естественно, эту цену нужно сначала обсудить с ребенком.

После этого подписываем с ним договор. Не­обходимо в этот процесс добавить максимум фор­мальностей и пафоса.

Договор составляется между ребенком, обяза­тельно впишите все данные из его свидетельства о рождении, и вами, впишите полностью и свои данные.

Договор распечатывается и подписывается тре­мя сторонами: вами, ребенком и третьим лицом (другим родителем, дедушкой или бабушкой, стар­шим братом или сестрой).

Что же произойдет, когда в следующий раз ре­бенок будет выбирать между тем, чтобы поиграть на планшете или сделать уроки?

Без приставки он еще жить сможет, а вот мыть три месяца за всеми посуду — та еще привилегия!

В общем, проверено — в начальной школе ме­тод отлично работает.

 

 

 

Наша родина

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Технология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Занятия с логопедом

Мы - всезнайки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru