Цели деятельности педагога: сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, терем |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование |
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, кисти, листы бумаги, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
Универсальные |
Промежуточный контроль |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проверяют готовность обучающихся ТЕРЕМ Там, где терем тот стоит, Я люблю всегда ходить Ночью тихой, ночью ясной, В благовонный май прекрасный! Чем же терем этот мил? Чем меня он так пленил? Он не пышный, он не новый, Он бревенчатый – дубовый! Ах, в том тереме простом Есть с раскрашенным окном Разубранная светлица! В ней живет душа-девица. А. В. Кольцов – Ребята, а что такое терем, как вы думаете? – А где вы впервые услышали упоминание о нем? – Правильно, в русских народных сказках. – Сегодня на уроке мы рассмотрим |
Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к стихотворению.
Отвечают
|
Фронтальная работа |
Личностные: понимают ценностное отношение к русской культуре |
Устные |
II. Изучение нового материала |
Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Древнерусский терем».
Просмотр мультимедийной презентации «Узорочье теремов».
Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня». |
– Терем – жилой верхний ярус древнерусских хором или палат (дворец, чертог), расположенный над горницей (устраивалась на втором этаже) и подклетом (прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом). Мог дома, на подклете (переходы), над воротами и соединялся с ним сенями – крытым переходом. До XVIII в. также употреблялись названия чердак или вышка. В теремах красные окна (большое окно с рамой) устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки- ками. При каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным. – Итак, посмотрим, что вы запомнили? 1. Первый этаж – это… (подклет). 2. Второй этаж – жилой, здесь располагались комнаты, которые в старину на- 3. Третий этаж – … (светлица) – очень 4. К дому примыкало высокое… (крыльцо), которое, как правило, выходило на юг. 5. Терем венчала высокая, необычной формы кровля с … (шатрами и бочонками-луковками). – Молодцы! Терем неоднократно упомянут в русских сказках. – Посмотрите на эти иллюстрации, где изображен терем: В. М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка», 1885 г.; «Подводный терем», 1884 г.; «Спящая На мой взгляд, это замечательные иллюстрации сказок. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.
Отвечают |
Фронтальная работа.
|
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос- Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
Устные
|
|
Физкультминутка. Пауза общего |
Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть |
Выполняют упражнения |
Фронтальная работа |
|
|
III. Творческая практическая деятельность |
Выполнение рисунка сказочного терема. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова |
Объясняет последовательность выполнения работы. – Приступайте к выполнению работы 1. Обдумайте, какой образ терема будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности. 2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ. 3. Украсьте терем и доработайте рисунок гуашью |
Составляют план работы над рисунком. Работу выполняют гуашью |
Индивидуальная работа |
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
Наблюдение. Выполнение работы |
IV. Итог урока. Рефлексия |
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа |
– Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли – Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! |
Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу |
Устные |