Цели деятельности педагога: продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к жизни человека, к красоте и молодости, художественной культуре разных народов на примере работ художников-скульпторов.
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре «портрет», получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся скульпторов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация «Скульптурные памятники Волгограда». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: песня «Москвичи», сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая |
Оборудование |
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
Универсальные |
Промежуточный контроль |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Музыкальный фон: песня «Москвичи» |
Проверяет готовность обучающихся Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты – рыбак, шахтер, Ученый иль пастух, – Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберег. М. Исаковский – Скажите, как вы думаете, кому посвящены эти стихи? – А как по-вашему, кто такой герой? – Как еще в нашей стране увековечена память о подвигах солдат? – Правильно, в скульптурах, памятниках |
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению.
Отвечают |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение |
Устные |
II. Изучение нового материала |
Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Образ народного героя в скульптуре».
Просмотр презентации «Скульптурные памятники Волгограда» |
Скульптура – очень древний вид искусства. Ученые-археологи нашли в пещерах – Скажите, а какие скульптуры в Волгограде посвящены народным героям? – Правильно, это мемориальный комплекс «Мамаев курган». Автором проекта Мамаева кургана стал скульптор Е. В. Вучетич. Масштаб и композиционная сложность Мамаева кургана требовали немало усилий и времени: строительство ансамбля началось весной 1959 г., а закончено осенью 1967 г. Команде строителей, художников и архитекторов понадобилось 8 лет для того, чтобы построить масштабный культурно-исторический ансамбль, объединенный одним событием – Сталинградской битвой. Но есть в Волгограде и другие скульптуры. На улице Комсомольской установлена скульптурная группа – памятник героям-комсомольцам, защитникам Сталинграда (Волгограда). Памятник был открыт в 1973 г. в память о Сталинградской битве. Скульпторы – А. Криволапов и В. Калиниченко. Молодые бойцы скорбят о погибшем товарище. Но даже смерть не может сломить комсомольцев – вот основная идея памятника. На Центральной набережной г. Волгограда установлен памятник летчику, Герою Советского Союза В. С. Хользунову, уроженцу города, участнику войны против фашистов в Испании. Его авто- ры – скульпторы М. Г. Белашов и Е. Ф. Алексеева-Белашова. Памятник В. С. Хользунову представляет собой бронзовую скульптуру на постаменте. Могучая широкоплечая фигура, открытое волевое лицо выражают народное представление о герое, способном во имя Родины на подвиг. Памятник – типичный пример советской монументальной скульптуры, характерной для предвоенного периода. Бронзовая скульптура летчика в военной форме всем своим обликом отражает готовность защитить родную землю и небо Родины, отразить любой натиск врага. Это передается авторами в позе, в выражении лица, в жесте руки летчика. Возле панорамы «Сталинградская битва» установлен бюст маршала Советского Союза Г. К. Жукова. За успешное руководство контрнаступлением в ходе Сталинградской битвы в 1942 г. Жуков первым в стране был удостоен ордена Суворова I степени. У города Волгограда есть свой духовный покровитель – Александр Невский. Бронзовый памятник князю занимает достойное место на Площади Павших борцов, у здания Нового экспериментального театра. Невский изображен в полный рост, он облачен в воинские доспехи и с боевым знаменем в правой руке. Высота фигуры без постамента – 4,8 метра. Автор памятника – волгоградский скульптор, заслуженный художник России Сергей Щербаков. |
Слушают учи- теля, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют скульптуры.
|
Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа
|
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о скульптуре и народных героях. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
Устные
Устные
|
|
Физкультминутка. Пауза общего воздействия |
См. урок 29 |
Выполняют упражнения |
|
|
|
III. Творческая практическая деятельность |
Создание эскиза и каркаса памятника народному герою |
– Сегодня мы с вами создадим памятник герою. Объясняет последовательность выполнения работы. 1. Создаем эскиз памятника солдату – а) Продумайте идею памятника. б) Продумайте композицию и формат в) Выполните работу в карандаше. 2. Выполните каркас фигуры человека а) определите размер будущей скульптуры; б) согните проволоку |
Составляют план работы над памятником вместе |
Индивидуальная работа |
Познавательные: умеют применять полученные Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и технологии исполнения каркаса скульптуры |
Наблюдение. Выполнение работы |
IV. Итог урока. Рефлексия |
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа |
– С произведениями каких русских скульпторов мы сегодня познакомились? – Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, в каких из них удалось передать эскиз памятника народному – Ребята, сегодня на уроке вы узнали или вспомнили о памятниках воинам-героям. На следующем уроке мы продолжим работу по созданию проекта памятнику |
Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их. Слушают учителя |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают с оценкой увиденного в произведениях искус- ства. Регулятивные: оценивают свою работу |
Устные |