Цели деятельности педагога: проверить представления о культуре разных стран, создать условия для развития интереса к истокам мирового искусства, развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям разных стран
Тип урока |
Обобщающий. Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре разных стран, получат возможность проверить, чему научились за год. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Изобразительное искусство, культура, архитектура |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация «Викторина». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Д. Б. Кабалевский, пьеса «Веселый марш» |
Оборудование |
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: листы ватмана, маркеры, жетоны |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
Универсальные |
Промежуточный контроль |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проверяет готовность обучающихся Словно волшебнику радужной сказки, Бог дал Художнику кисти и краски, Чудо-палитру, мольберт и холстину, Чтоб сотворил он такую картину, Где будут горы, восход и закаты, Синее море и злые пираты, Желтый песок, белоснежные льдины… Все, что в душе – то на этой картине. Молча Художник стоит у мольберта, Кисти мелькают, как птицы под ветром. Лучик от солнца и брызги прибоя, Горсть янтаря, что прибило волною, Гроздья рябины, как капельки крови, Зелень травы, хмурость тучи над морем, Нежность любимой, улыбку ребенка – Все написал своей кисточкой тонкой. В это творенье вложил он всю душу, Сердце свое беспокойное слушал. Глянул Всевышний, слегка удивился – На полотне целый мир уместился! – Как вы думаете, о чем пойдет речь – Правильно, о картинах и об искусстве |
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для чело- века и принимают его; |
Устные
|
II. Обобщение изученного материала |
Презентация Музыкальный фон: Д. Б. Кабалевский, пьеса «Веселый марш».
|
– Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над людьми? Почему многие готовы проехать тысячи километров, чтобы вживую полюбоваться тем или иным шедевром? Может быть, дело в том, что искусство – это своеобразный способ познания мира? – Я приглашаю вас окунуться в чудесный мир искусства. Делим наш дружный коллектив на две команды. В каждой – очень сильные в знаниях ученики, которые примут участие в нашей художественной игре под названием «Искусство вокруг нас». – Как вы понимаете слово «искусство»? (Это красота, отраженная в картинах, архитектуре, скульптуре, музыке и т. д.) С древних времен люди при любой возможности пытаются окружить себя красивой обстановкой, надевать красивые вещи, слушать прекрасную музыку. Так начало развиваться искусство в целом. Стали появляться художники, архитекторы, музыканты, писатели. Все они служат великому искусству. – Команды готовы? Вам предстоит ответить на вопросы по темам, изученным прос дает команде 1 балл (вручается жетон). Вопросы командам задаются по очереди. Если группа не отвечает вопрос передается другой команде. – Кто изображен на знаменитой картине В. М. Васнецова? а) Три богатыря; б) Три поросенка; в) Три мушкетера; г) Три толстяка. – Как называется русский срубной жилой дом? а) Чум; б) иглу; в) аул; г) изба. – Центральная укрепленная часть русского срединного города (до XIV в. – детинец, город, град). а) Замок; б) кремль; в) акрополь. – В средневековой русской архитектуре а) Гридница; б) светлица; в) палаты; – Архитектурное сооружение, используе- мое для богослужения в русской культуре. а) Храм; б) мечеть; в) собор. |
Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Отвечают
Слушают учителя, просматривают слайды, отвечают на вопросы.
|
Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
|
Личностные: имеют мотивацию учебной дея- к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
Устные
Устные
Устные
|
|
Решение кроссворда.
Конкурс «Что это? Кто это?». |
– А теперь работаем над круговым кроссвордом. Слово в ответе на вопрос начинается с той же буквы, что и последняя буква в слове предыдущего ответа. а) Тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор.) б) Что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок.) в) Русский народный... (костюм.) г) Пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина.) д) Изображение животных в живописи. (Анималистика.) е) Разновидность красок, разведенных водой, – отсюда и название. (Акварель.) ж) Время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето.) з) Узор, украшающий ковры у восточных народов. (Орнамент.) и) Линии, уходящие в глубину, сходящи- – Подведем небольшой итог. (Команды – А теперь приготовьтесь отвечать – Мастер, занимавшийся постройкой – Прозрачное полезное ископаемое, используемое в древности вместо стекла. (Слюда.) – Буддийский храм. (Пагода.) – Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание. (Портал.) – Переносное жилище степных кочевых народов (Юрта.) |
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Фронтальная работа.
Фронтальная работа |
|
Устные
Устные |
|
Физкультминутка. Пауза общего воздействия |
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) |
Выполняют |
|
|
|
III. Практическая графическая деятельность |
Создание образа средневекового города (на листе ватмана, закрепленном на доске)
|
– Продолжаем наше состязание. Задание командам: – Выполните изображение средневекового города. Каждому игроку команды можно нарисовать только по одному элементу (объекту), игроки выходят поочередно, конкурс проводится на время. Кто быстрее закончит работу, тот и победит |
Выполняют рисунок |
Коллективная работа
|
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: строят индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт
|
Выполнение коллективного рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия |
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа |
– Подведем итоги. Подсчитываем баллы. Та команда, которая набрала наибольшее количество баллов, является победителем. – Ребята, сегодня на уроке вы отвечали на вопросы по темам, которые изучались на уроках в течение года. – Скажите, какой вопрос вам понравился больше всего и почему? |
Рассматривают работы, оценивают, подсчитывают баллы.
Отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для чело- века. Регулятивные: оценивают свою работу |
Устные |