Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Цели: завершить рисование портрета; создать его фоновое ре­шение; расширить знания о видах портретов; познакомить с жан­ром «автопортрет».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники закрепят приобретен­ные знания о жанре портрета; завершат начатые работы; приоб­ретут навыки связных повествований о картинах.

Оборудование: образцы портретов и автопортретов разных ви­дов и эпох, бумага, карандаши, краски.

Ключевые слова и понятия: автопортрет, портретисты, черты лица, Международный день музеев.

Примечание. Для пояснения темы «Автопортрет» можно под­готовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- Вспомните и назовите известные вам жанры изобразитель­ного искусства.

- Что изображено на картине в жанре пейзажа?

- Что изображено на картине в жанре портрета?

- Сколько человек может быть изображено на портрете?

- Чем отличается портрет индивидуальный от портрета парного?

- В чем отличие портрета группового?

- Как вы отличите портрет парадный от портрета домашнего?

- Как называется человек, который работает в музеях и про­водит экскурсии с посетителями музея?

Кто из вас выполнил домашнее задание к этому уроку - нашел картину-портрет и придумал по ней свой рассказ экскурсовода? Кто готов познакомить нас со своим рассказом? Остальные ребята вместе со мной превращаются в посетителей музея, внимательно рассматривают картину и слушают пояснения экскурсовода.

(Рассказы школьников о картинах-портретах.)

- Назовите виды работ, которыми вы занимались на послед­нем уроке.

Вы приступили к рисованию портрета. Сегодня вам надо за­вершить эту работу.

III. Беседа по теме урока

Слово «портрет» произошло от французского выражения «черта в черту». То есть главное условие при создании портрета — передача индивидуального сходства этого произведения изобразительного искусства с его оригиналом.

- Кто является оригиналом при создании художником порт­рета? (Тот, с кого пишется портрет.)

Художники пишут портреты знакомых, близких или просто интересных им людей. Однако портрет отражает не только вне­шность, но и характер человека, его настроение.

- Если человек на портрете улыбается, то в каком настроении он находится?

- Как изобразить черты лица, чтобы было понятно, что че­ловек озабочен или недоволен? (Он нахмурен, углы его рта опущены вниз, глаза потухли, взгляд унылый.)

Сегодня вы познакомитесь с разновидностью портретов, ко­торая называется словом «автопортрет».

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях определение жанра автопортрета.

Автопортрет - это разновидность портрета, изображение художника, выполненное им самим. Слово «автопортрет» про­изошло от греческого «авто», что означает «сам».

Чаще всего автопортреты рисуют с помощью зеркала или даже нескольких зеркал, поставленных так, чтобы художнику было удобно видеть себя в нужном ракурсе. Обычно художник хочет передать автопортретом какие-то мысли, желания, продемонстри­ровать свое окружение, свою роль и мире искусства.

— Какая разновидность портрета называется «автопортрет»? (Изображение художника, выполненное им самим.)

V. Знакомство с образцами автопортретов

Посмотрите на репродукции автопортретов, на которых ху­дожники изображали самих себя.

(Демонстрация автопортретов А. ван Дейка, К. Брюллова, Ра­фаэля, В. Тропинина, Рембрандта.)

— Чем эти работы отличаются друг от друга? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Все эти портреты изображают людей в разные периоды их жизни - в успешное время и во время нищеты; в разные возрас­ты - в юности и в старости. У каждого из людей, изображенных на автопортрете, разные позы, разные предметы одежды, по кото­рым можно судить, в какой стране они жили. Предметы, которые их окружают, также могут рассказать о каждом портрете что-то свое, особенное, присущее только ему. По портрету можно судить, в каком состоянии находился художник во время написания про­изведения - хорошо ли ему жилось или его преследовали неудачи. Например, голландский художник Рембрандт неоднократно ри­совал свои портреты и в годы успеха, и в глубокой старости, когда умерли все его близкие и он остался в одиночестве. В юности он изображал себя молодым, пышущим здоровьем, в окружении пре­красных драгоценных вещей, с бокалом вина в руке.

— Как вы думаете, когда нарисован этот автопортрет Рем­брандта? (В конце жизни, когда он обнищал и состарился.)

Верно, этот автопортрет — последний из тех, что рисовал Рем­брандт. Возможно, вы помните, что одними из самых значитель­ных мастеров портрета были художники из Голландии, в их числе и Рембрандт.

А в конце XVII в. одним из самых знаменитых портретистов этой страны был А. ван Дейк. Посмотрите на его автопортрет. А ван Дейк жил не только в Голландии, но также в Италии, в Ан­глии, и везде богатые люди стремились в его мастерскую, чтобы он изобразил их своей виртуозной кистью. Маркизы и сенато­ры, многие знаменитости того времени считали за честь, если их портрет напишет этот художник, который рисовал и членов королевских семей.

— Рассмотрите автопортрет А. ван Дейка, опишите его — что вы видите, какие детали говорят об образе жизни художни­ка, его характере?

(Педагог обобщает ответы школьников.)

Перед нами молодой, красивый человек с вьющимися воло­сами пепельного цвета, в шелковом итальянском костюме, дей­ствительно, художник проживал в это время в Италии. Но его вьющиеся волосы слишком светлые, чтобы мы решили, будто он — итальянец. Так внешность на портрете подсказывает нам, где родился этот человек — на севере Европы, в Голландии. Его непринужденная, смелая поза говорит о характере А. ван Дейка. И, правда, художник не стеснялся смело разговаривать с высо­копоставленными вельможами, ведь ему приходилось общаться даже с самими королями, которые были в восторге от его картин.  

— Какие руки у художника на автопортрете? (У него длинные, узкие кисти с тонкими пальцами.)

Это выдает профессию того, кто нарисован: мы сразу верим, что этот человек — художник, мастер своего дела в творчестве, в изобразительном искусстве. И потому что он молод, но талант­лив и уже известен, мы уверены - он еще не раз покорит зрителей своим мастерством. А. ван Дейк нарисовал сотни портретов, но одной из лучших его работ является вот этот автопортрет, где он так точно передал многие черты своего характера.

— В каких тонах нарисован этот автопортрет? (В светлых, ра­достных, передающих оттенки дневного света.)

Эта картина находится в Эрмитаже.

А теперь посмотрите на автопортрет русского художника К. Брюллова. Художник нарисовал его после того, как много меся­цев болел, а когда начал поправляться, то потребовал, чтобы ему дали кисти, краски и поставили перед ним мольберт и зеркало. Всего два часа потребовалось этому живописцу, чтобы нарисовать автопортрет.

— О чем нам говорит этот автопортрет К. Брюллова? (О том, что этот человек действительно был болен, у него утомлен­ный вид, страдальчески сдвинутые брови, мрачный взгляд.)

В каких тонах нарисован автопортрет К. Брюллова? (В тем­ных черных, коричневых.)

Действительно, и спинка кресла, на которую он облокотился, и блуза художника изображены в мрачных, затемненных тонах. Даже черты лица предстают перед нами в полумраке. Верхнюю часть автопортрета художник обвел гибкой линией, создав впечат­ление, как будто он смотрит н зеркало и видит там свое отражение.

— Какая деталь выделяется светлым пятном на картине? (Рука художника.)

— Есть сходство изображений руки Брюллова и руки А. ван Дейка? (Да, рука Брюллова также узкая, с удлинен­ными пальцами, что подтверждает — перед нами художник.)

Но обратите внимание на такие детали: рука русского художника натруженная, на ней проступают тяжелые вены, жилы. К. Брюллов был великим тружеником, он создал картины, кото­рые относят к классическим шедеврам. Его картины - большие по своим размерам, поэтому, чтобы нарисовать их, приходилось работать подолгу, не считаясь со здоровьем.

- Как А ван Дейк и К. Брюллов подчеркнули в автопортретах свою профессию? (Нарисовали свои руки.)

Этот автопортрет Брюллова находится в Русском музее Санкт-Петербурга. И там же находится его самая знаменитая картина — «Последний день Помпеи».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине изображено извержение вулкана. Это страшное событие произошло на самом деле в Италии несколько веков назад, но рассказал о нем в своей картине русский живописец К.. Брюллов. На картине видно, как рушатся статуи, как паникой охвачены люди. Этой картиной восхищались многие современ­ники художника, в том числе и А. Пушкин, который описал эту картину в своих восторженных стихах.

Картина «Последний день Помпеи» многофигурная, но для нас важным моментом является то, что на своей самой знаменитой картине ее создатель нашел место для автопортрета. Посмотрите на левую часть картины: на втором плане, у входа в здание изобра­жен художник, который пытается спасти от стихии самое дорогое, что у него есть, - свои краски и кисти. Ящик с этими принадлежностями он поставил на голову, чтобы его было удобнее нести. Для облика этого юного художника-итальянца К. Брюллов использовал свой автопортрет: так он выглядел, когда был молодым.

Видите, как иногда бывает: на огромной картине, которая на­селена большим числом людей, художник находит местечко для автопортрета. И случай с картиной «Последний день Помпеи» К. Брюллова — не единственный тому пример.

- Какую картину художника Брюллова вы видели на прошлом уроке? («Всадница».)

Посмотрите на автопортрет величайшего художника Италии Рафаэля.

- Опишите автопортрет. (На нем изображен молодой художник в бархатном берете, голова его обращена к зрителям в полу­повороте.)

Теперь посмотрите на картину Рафаэля «Афинская школа», где он изобразил многих великих ученых античности: Платона, Аристотеля, Пифагора. — Рассмотрите ее внимательно, может быть, вам удастся отыс­кать на ней автопортрет самого художника. (Да, он изобра­жен также в образе художника, рисующего картину.)

— Какой вывод можно сделать, рассматривая картины «По­следний день Помпеи» и «Афинская школа»? (Художники нередко вставляли автопортреты в свои картины.)

С оставшимся последним автопортретом вы подробно позна­комитесь в конце урока.

VI. Продолжение самостоятельной работы

Сегодня вам надо завершить работу над портретом, который вы начали на прошлом уроке.

— Какую работу вы провели на прошлом уроке? (Выбрали, чей портрет вы будете рисовать, в какой позе будет находиться этот человек, каким получится портрет — поясным, погрудным и т. д.)

Вы занимались поисками телесного оттенка для раскрашива­ния кожи на изображении человека.

— Какие краски вы смешивали с этой целью? (Ответы школь­ников.)

Сегодня вам необходимо завершить работу над портретом — прорисовать черты лица, дополнить ряд изображений на втором плане.

Прежде чем приступить к рисованию мелких деталей лица, надо воображаемыми линиями разделить его на три части. Детали лица лучше рисовать, начиная сверху.

— Вспомните, какую часть лица занимает лоб. (Почти одну треть).

Иногда при рисовании портрета про это забывают. Давайте сделаем оформление лица мысленно, в уме проведя нужную работу.

Сначала работаем над верхней частью лица, где главными ори­ентирами у вас должны стать следующие:

• брови рисуют на лбу;

• глаза расположены ниже бровей.

Но обычно рисование черт лица начинают не с бровей, а с глаз. Не зря про глаза существует пословица: «Глаза — зеркало души», поэтому художники всегда много времени уделяют тща­тельной прорисовке и оформлению глаз. Кроме того, рисовать глаза сложнее, чем брови.

— В какой картине глаза на портрете нарисованы так вырази­тельно, что поэт даже посвятил им строчки своего стихо­творения? («Портрет А.П. Стружкой».)

Поднимите руку, которой вы рисуете, и в воздухе вместе со мной начните рисовать нужные детали лица.

(Школьники рисуют в воздухе воображаемой кистью.)

Очертания глаз, их контуры рисуют дугообразными линия­ми Конечно, цвет глаз у каждого свой, он зависит от расцветки радужной оболочки. Но эту деталь лучше подрисовать позднее, когда высохнут сами контуры глаз.

После изображения глаз к ним подрисовывают брови — в верхней части лица, на лбу.

Начало носа, расположенное ниже точки соединения бровей, называется словом «переносица». Повторите это слово все вместе хором. От этого места надо нарисовать нос портрета. Можно нарисовать нос плавной дугообразной линией, очертив его полностью пни только с одной стороны.

Ниже носа рисуют верхнюю губу, состоящую из двух дуго­образных линий, выгнутых вверх. Внизу — нижняя губа, которая состоит из одной дугообразной линии и выгнута вниз. Примерно и таком порядке вам предстоит нарисовать мелкие детали лица на портрете.

- Какая кисточка вам для этого понадобится? (Тонкая.) После оформления лица подумайте о том, какой будет при­ческа и цвет волос. Может быть, вы нарисуете головной убор или украшение — заколку, цветок, ленточку.

— Какие еще декоративные детали могут быть на портрете? (Воротничок, бусы, верх одежды.)

(Школьники приступают к самостоятельной работе по рисо­ванию черт лица.)

VII. Физкультминутка

Проведем физкультминутку под названием «Вертушка». (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Автор текста — М. Давыдова).

Солнце, я 6eгy по парку,

(Легкий бег на носках.)

Мне и весело, и жарко,

(Машут ладонями рук на себя.)

Ветер закрутил вертушку,

(Активно дуют сложенными в трубочку губами.)

Самодельную игрушку.

(Делают круговые движения руками от плеч.)

Веет, веет ветерок,

Навевает холодок. (Поднимают руки вверх, делают наклоны в стороны.)

Мы вертушку соберем,

В путь-дорогу с ней пойдем.

(Выполняют перекручивания кистями рук вверху.)

VIII. Завершение самостоятельной работы

Если вы оформили лицо портрета мелкими деталями, то можно подумать о дополнениях к нему. Если образ того, кого вы пока­зывается на портрете, поясной или поколенный, полный, то понадобится нарисовать и раскрасить одежду. Но ведь обычно портрет не занимает весь альбомный лист, на нем остается еще достаточно места, чтобы обогатить сам портрет дополнительными деталями.

Подумайте, как можно дорисовать задний план рисунка, что там может быть изображено. Для этого надо вспомнить, где и в какой обстановке вам привычнее всего видеть изображаемого чело­века. Например, вы рисуете портрет мамы.

— Где может находиться ваша мама в момент, когда художник запечатлевает ее образ в рисунке? (На кухне, у окна, на даче, в саду, на работе.)

Все ваши ответы верные, и они дают подсказку — что же тогда уместно нарисовать на втором плане картины.

— Допустим, мама хозяйничает на кухне. Тогда какие предметы могут служить фоном картины? (Полки, плита, овощи, развешенные на стенах, окно, нарядная занавеска.)

Подумайте, какие предметы можно изобразить, если портрет вашей мамы вы поместили в комнату.

— Что там делает мама?

— Какие предметы с ней соседствуют?

— Какие из них можно изобразить на втором плане?

Вы можете сделать эскизные изображения предметов на заднем фоне, а завершить свой рисунок полностью дома.

— Как надо потом дома оформить ваши готовые портреты? (Ответы школьников.)

Конечно, в первую очередь, ваши работы надо завершить, а потом их можно вставить в рамочку и повесить на стену или поставить на полочку.

А если вы нарисовали портрет друга или того, у кого вскоре будет день рождения, то такой портрет, выполненный вашими руками, будет приятным и неожиданным подарком.

IX. Знакомство с новым материалом

Вам известно, что многие международные праздники напоминают о разных видах искусства, потому что созданы в их честь.

Например, осенью празднуется Международный день музыки, в апреле - Международный день театра.

У изобразительного искусства тоже есть свой праздничный международный день. 18 мая принято праздновать Международ­ный день музеев. Он был основан в 1946 г. организацией под названием ЮНЕСКО. Это специальный международный отдел ООН но вопросам образования, науки и культуры.

- Какие музеи вы знаете?

- В каких музеях вам довелось побывать?

- Как можно отметить этой праздник — Международный день музеев?

Конечно, идеальный вариант проведения этого праздника - сходить всем вместе в настоящий музей, чтобы в наших душах остались волшебные впечатления от встречи с прекрасным. Но мы поступим интереснее. Мы устроим свою собственную экспозицию v пас в школе. Вот и получится у нас самый настоящий школьный музей. А экспонатами для него станут ваши рисунки, и каждый может сдать свой рисунок для создания такого музея.

Чтобы закрепить знания, которые вы уже приобрели на уро­ках, вспомните, какие жанры изобразительного искусства вы уже и тете, и завершите отдельные строчки стихотворения, которое и сейчас прочитаю.

(Педагог читает стихотворение, школьники в нужных местах отгадывают жанры картин. Автор — И. Агапова.)

Здесь развешаны картины.

Сколько хочешь ты глазей —

Стенды вот, а вот — витрины.

Нынче ты пришел в музей.

На любой здесь вкус картины.

Что же любит зритель наш?

Роща с красною рябиной —

Это, милый друг,... (пейзаж).

Лес и поле, луг и речка,

Голубые небеса,

Распрекрасные местечки

Смотрим мы по полчаса.

Мы картины очень любим

И на все дадим ответ:

Вот девчонка в пестрой шубе —

Это, милый друг,... (портрет).

Нарисована здесь мама,

Дед и бабушка за ней.

Мы портреты вставим в рамы

И повесим на стене.

Вот пирожных сдобных груда.

Хочется их сунуть в рот!

Вывод следует отсюда

На картине натюрморт.

(В этом месте педагог делает пояснение.)

Натюрморт — новое для нас слово, с этим жанром изобрази­тельного искусства вы познакомитесь на следующем уроке.

Смысл картин волнует чувства,

Будем мы теперь умней.

Чтобы лучше знать искусство,

Приходите к нам в музей!

— Какой праздник отмечается во всем мире ежегодно 18 мая? (Международный день музеев.)

В нашей стране в этот день даже многие музеи работают бес­платно, только не каждому удается попасть на выставку, потому что находится так много желающих сходить в любимый музей, что приходится перед тем, как туда попасть, отстоять огромную очередь. Поэтому наш школьный музей будет для вас приятной находкой: все дни, которые остались до окончания учебного года, вы можете совершенно бесплатно любоваться теми картинами, которые создали вы и ваши друзья.

X. Завершение разговора об автопортрете

В сегодняшнем разговоре об автопортретах нам осталось рас­смотреть автопортрет художника В. Тропинина. Он называется «Автопортрет с кистями на фоне окна».

(Демонстрация репродукции картины.)

Пока вы рассматриваете картину, я немного расскажу о судьбе этого замечательного художника. Василий Андреевич Тропинин долгое время был крепостным, в его обязанности входило не толь­ко рисовать портреты своего барина, но и прислуживать ему за столом. Но все-таки ему удалось вырваться на свободу и стать вольным человеком. Тропинина называют «самым московским художником России», он нарисовал так много по-настоящему московских лиц.

— Что вы видите на этом автопортрете?

— Рассмотрите лицо художника. Каким, на ваш взгляд, он был по характеру? (Очень добрым, обутом говорит и его лицо.)

Что служит фоном этой картины? (Открытое окно с москов­ским пейзажем постройками Кремля.)

Это тоже важная деталь. Когда Тропинин закончил в Санкт-Петербурге Академию художеств, ему предлагали остаться жить в этом городе, который тогда был столицей России. Но художник предпочел вернуться на свою родину — в Москву.

— Почему художник изобразил себя с кистями в руках? (Этим он подчеркнул, что самым важным занятием в его жизни яв­ляется живопись.)

Для автопортрета художник надел специальный рабочий ха­лат — блузу, в которую всегда облачался во время работы.

Видите, стоит очень внимательно рассмотреть автопортреты художников, как мы сразу же узнаем о самих авторах-живописцах много важного и интересного.

На уроке, в ходе которого вы создавали проект ажурной ре­шетки для украшения улицы, вы уже видели картину художника Тропинина.

— Как она называется? («Кружевница».)

Автопортреты каких художников вы сегодня рассматривали?

— Чей автопортрет на вас произвел самое сильное впечатление?

— Что могут передать автопортреты?

— Какую роль играют детали автопортрета?

— Как могли распоряжаться своими автопортретами художни­ки? (Поместить свое изображение в многофигурную картину наряду с другими ее героями.)

XI. Рефлексия

— Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

— Приведите примеры картин-пейзажей.

— Приведите примеры картин-портретов.

— Что такое «автопортрет»?

— Чем пользуются художники для рисования автопортрета?

— Приведите примеры картин-автопортретов.

— В какой всемирно известной картине русского художника К. Брюллова помещен его автопортрет? («Последний день Помпеи».)

Какие виды работы вы сегодня выполняли?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании портретов и автопортретов?

А теперь сочиним синквейн на тему «Автопортрет». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

А может быть, кто-то из вас дома еще нарисует и автопортрет. Тогда вы сможете его предложить для создания школьного музея. Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

На следующем уроке тот, кто приготовил самостоятельную работу — творческий проект, сможет рассказать нам о ней, про­вести защиту. Тогда этим ребятам надо принести тексты своих проектов и дополнительные предметы, которые вам понадобят­ся. Возможно, вам нужны будут в ходе рассказов какие-то еще наглядные материалы.

Наша родина

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Технология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Занятия с логопедом

Мы - всезнайки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru