Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Хорошо развитое мышление – произвольное мышление – осуществляет функции программирования собственной деятельности и контроля над ней. Для решения математической задачи ребенок должен, прежде всего, знать правило-алгоритм, согласно которому составить программу действий, поэтапно ее выполнить и – обязательно! – проверить решение. Уметь действовать по строгим правилам – одна из самых главных составляющих математического мышления.

Вы ведь сталкивались с такими детьми, которые знают все правила, а задачу или пример решить не умеют? Значит, они не умеют следовать правилу, что говорит о недостаточно сформированном произвольном мышлении, которое на ранних этапах развития ребенка формируется в игровой деятельности и в речевом опосредствовании собственных действий.

На ранних этапах развития мышление носит развернутый, наглядно-действенный характер и опирается на внешние материальные средства, далее оно осуществляется в виде развернутой громкой речи, и постепенно, по мере развития «внутренней» речи, оно сворачивается и принимает характер сокращенного умственного действия. «Подтолкнуть» развитие математического мышления может проговаривание и обсуждение хода всех математических действий вместе с ребенком, причем начинать лучше с раннего детства: разговаривать с ребенком обо всем, отвечать на все его вопросы, рассуждать, вместе анализировать поступки, ситуации, явления и предметы. Разгадывать кроссворды, головоломки и ребусы чрезвычайно полезно для развития аналитического и пространственного мышления. Любые игры с правилами помогут ребенку понимать, удерживать и следовать инструкции, разовьют произвольный контроль.

У детей с недостаточно развитыми общелогическими мыслительными операциями и несформированной произвольностью могут наблюдаться:

– трудности анализа условий задачи,

– трудности переноса алгоритма решения на конкретный пример или задачу,

– трудности осуществления действий по аналогии,

– трудности с выделением главных и вторичных признаков,

– трудности удержания правил и инструкций,

– трудности обобщения, классификации, систематизации понятий,

– неумение устанавливать причинно-следственные связи.

В учебниках математики современных развивающих систем (система Л. Г. Петерсон, В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) делается акцент на формировании общелогических мыслительных операций, так как интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. К сожалению, многие родители заблуждаются, считая, что к моменту поступления в школу самое главное научить ребенка считать (писать и т. д.). Мы предлагаем эффективные игровые методы развития общелогических мыслительных операций, которые помогут овладеть также умением следовать правилам.


Игра Баше

Эта игра названа именем французского математика и поэта Баше де Мезириака, развивает аналитические способности и счетные операции.

Материалы: любые однородные предметы (камешки, спички, пуговицы и т. д.).

Количество играющих: 2 человека.

Возраст играющих: 7 лет и старше.

Правила игры: ведущий дает следующую инструкцию: «Перед нами лежат камешки, мы с тобой будем брать их по очереди. За один ход можно взять один или два камешка. Выигрывает тот, кто забирает последний камешек». Целью игры является открытие выигрышной стратегии ребенком. Чтобы всегда выигрывать, нужно знать «проигрышные числа»: 3, 6, 9, 12, 15 и т. д. Это значит, что если на столе лежит такое количество камешков, надо отдать первый ход сопернику и в процессе игры оставлять ему каждый раз «проигрышное» количество камней. Если же на столе лежит не «проигрышное» число камней, то надо ходить первым и сразу же оставлять сопернику «проигрышное» количество камней. Таким образом, выигрыш всегда предопределен тем, кто ходит первым и сколько камешков лежит на столе в начале игры.


Быки и коровы

Такая игра закрепляет знание разрядов числа, формирует аналитическую и прогностическую функции мышления.

Материалы: лист бумаги для каждого играющего.

Количество играющих: 2 человека.

Возраст играющих: от 9 лет и старше.

Правила игры: ведущий записывает на листе бумаги какое-либо трехзначное число (цифры повторяться не должны). Предположим, это число 567. Задача второго игрока отгадать это число. Например, он называет число 627, на это ведущий отвечает: «В названном тобой числе один бык, это 7, и одна корова» (какое число является «коровой» не говорится). «Бык» означает, что цифра и ее разряд угаданы, а «корова» означает, что какая-то цифра тоже угадана, но не угадан ее разряд, ее место в числе. Далее играющий назовет число 267, и получит ответ ведущего: «Теперь в числе два быка, это 6 и 7». Когда разгаданы числа из разрядов единиц и десятков, остается просто методом перебора угадать цифру из разряда сотен. Чем меньше попыток разгадать число, тем лучше.

Более сложный вариант игры: можно загадывать четырех– и пятизначные числа, а также использовать какую-то цифру дважды (соперник об этом предупреждается).

Другой вариант игры: «секретное слово». Здесь играющих также двое. Ведущий записывает у себя на листке «секретное слово», предположим из 5 букв (например, «завод»). Задача другого игрока угадать это слово. Он также задумывает слово из 5 букв, записывает его и называет или показывает ведущему (например, это слово «ведро»). Ведущий должен записать или озвучить игроку те буквы, которые есть и в его слове, и в «секретном слове». Буквы могут записываться в любом порядке (в нашем примере это буквы «в», «д» и «о»). После этого игрок предпринимает новую попытку и придумывает другое слово, в котором будут обозначенные буквы. Так игра продолжается до тех пор, пока не будет угадано «секретное слово».


Поменяй местами

Данная игра формирует аналитическую и прогностическую функции мышления, тренирует усидчивость.

Материалы: нарисованное игральное поле, состоящее из 9 пронумерованных квадратов, любые однородные предметы двух цветов (камешки, фишки, шашки, пуговицы и т. д.).

Количество играющих: 2 человека.

Возраст играющих: от 9 лет и старше.

Правила игры: восемь фишек расположены в квадратах (как показано на рис. 13).

i 029 

Рис. 13. Фишки в квадратах



У каждого игрока фишки своего цвета, задача игроков: поменять местами свои фишки с фишками соперника. Правила ходов:

– каждая фишка может перескочить в соседний квадрат или через квадрат, но не дальше;

– ни одна фишка не может возвращаться в квадрат, в котором она уже побывала;

– в каждом квадрате может быть только одна фишка;

– начинает фишка из квадрата под номером 6.

Количество фишек в дальнейшем можно увеличить, оставляя между ними также один свободный квадрат.

Другой вариант игры: применяется игральное поле, которое показано на рис. 14.

i 030 

Рис. 14. Фишки в квадратах



Задача игроков: поменять местами восемь фишек всего за 10 ходов.

Правила ходов:

– белые фишки ходят вниз, черные – вверх;

– каждая фишка может ходить либо в соседний свободный квадрат, либо перепрыгивать через одну или две фишки в любой свободный квадрат.


Лабиринты

Задания на прохождение различных лабиринтов развивают не только пространственные представления, усидчивость и внимание, но и помогают учиться нестандартно мыслить, искать разные пути решения, идти к достижению цели. Мы приведем несколько вариантов лабиринтов, которые можно давать детям, устроив соревнования «самых быстрых и сообразительных».

Материалы: заранее нарисованные лабиринты (рис. 15, 16, 17, 18).

Количество играющих: 2 человека и больше.

Возраст играющих: от 9 лет и старше.

1. Инструкция игрокам: «Проложите путь от «А» до «Б», побывав в каждой клетке только один раз. Идти можно только по горизонтали или вертикали». Лабиринт состоит из квадрата со сторонами в 6 клеток, как показано на рис. 15.

i 031 

Рис. 15. Лабиринт



2. Инструкция игрокам: «Попробуете пройти из квадрата с цифрой «1» в квадрат с цифрой «32», побывав во всех квадратах только один раз. Ходить можно только по диагонали, пересекать уже нарисованные линии и заходить в пустые квадраты нельзя!». Поле с цифрами представлено на рис. 16.

i 032 

Рис. 16. Поле с цифрами



3. Инструкция игрокам: «Необходимо проложить путь от «А» до «Б», пробираясь по кружкам с цифрами, сумма которых должна составить 250. Выиграет тот, кто найдет такой путь первым!». Лабиринт с цифрами представлен на рис. 17.

i 033 

Рис. 17. Лабиринт с цифрами



4. Инструкция игрокам: «Путь по этому лабиринту начинается из любого квадратика в левом верхнем углу. Добраться нужно до нижнего правого квадрата. Число в квадрате сообщит вам, на сколько квадратиков вы можете продвинуться за один ход. Двигаться можно только по вертикали или по горизонтали и строго от одного пронумерованного квадратика на другой, не пересекая собственный путь». Игровое поле представлено на рис. 18.

i 034 

Рис. 18. Игровое поле


Записки

Игра развивает логические приемы мышления, пространственные и квазипространственные представления. Предлагаемая игра широко известна, в нее хорошо играть на большом пространстве (например: на природе, на даче), но можно играть и в комнате. Наш вариант игры в «Записки» включает решение логических задачек, к которому дети отнесутся ответственно и позитивно, ведь каждая решенная задача будет указывать им путь к следующей записке.

Материалы: заранее подготовленные для каждого играющего пронумерованные записки, в каждой из которых написана сначала задача, а далее указано местоположение следующей записки.

Количество играющих: от 1 человека и больше.

Возраст играющих: от 7 лет и старше.

Правила игры: ведущий сообщает играющим, что они отправляются на поиски спрятанного клада (это может быть какая-либо настольная игра (в которую вы собираетесь играть дальше), сладкий приз и т. д.). Также детям предлагается внимательно изучить пространство, в котором они находятся и где им предстоит искать клад. Каждый играющий получает первую записку, в которой написаны задача и указание, где лежит следующая записка: «Ребята, вы можете отправиться на поиски только после того, как решите задачку, которая есть в ваших записках». Например: «…(задача)… записку № 2 найдешь где-то на уровне глаз, если пройдешь от двери 5 шагов прямо». Сложность логико-грамматической конструкции, указывающей местоположение записки, зависит от возраста играющих. Можно акцентировать детей на скорости прохождения всех испытаний (кто первый найдет клад), можно на правильности решения задач (в процессе решения ведущий контролирует и направляет процесс решения).

Мы предлагаем использовать следующие задачки:

1. Сколько домашних животных у Пети, если все они, кроме двух, собаки, все они, кроме двух, кошки и все они, кроме двух, попугаи?

2. Как разделить 7 яблок между 12 мальчиками, не разрезая каждое яблоко более чем на 5 частей? (Задача требует знания таблицы умножения. Ответ: 3 яблока разрезать на 4 части каждое, а 4 яблока – на 3 части каждое, всем достанется поровну.)

3. Раздели 4 груши, не разрезая их, между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные.

4. Масса курицы – 8 кг и еще половина ее собственной массы. Сколько весит курица?

5. Сумма каких двух цифр, расположенных друг напротив друга на циферблате механических часов, равна 12?

6. Юра, Костя и Саша читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой – о компьютерах, третий – о спорте. Кто о чем читал, если Юра не читал о спорте, а Костя не читал о компьютерах и спорте?

7. Мальчики ходили в музыкальные кружки. Два мальчика играли на гитаре, а один на пианино. На каких инструментах играл каждый, если Вова с Мишей и Миша с Юрой играли на разных инструментах?

8. Три девочки: Таня, Катя и Лена живут в разных домах. Первый дом – высокий каменный, второй – высокий деревянный, третий – невысокий каменный. Кто живет в каком доме, если Катя и Лена живут в высоких, а Таня – в каменном?

9. Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось?

10. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

11. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

12. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?

13. У двух слепых был брат Иван. Но у Ивана братьев не было. Может ли так быть? Кто слепые?

14. У Миши три брата и три сестры. Сколько в семье мальчиков?

15. Бобик лает громче, чем Жучка, но тише, чем Полкан. Кто лает громче всех?

16. Коля ниже ростом, чем Миша, но выше, чем Влад. Кто самый низкий?

17. Карандаш длиннее ручки, но короче кисточки. Что самое длинное?

18. Таня сделала бусы из 20 бусинок. Каждая четвертая бусинка в них большая, а остальные – маленькие. Сколько всего больших и сколько маленьких бусинок?

19. Посмотри на числа и ответь: что больше: сумма этих чисел или произведение?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

20. Шоколадка состоит из 18 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики шоколадки?

21. У Саши в кармане две монеты на сумму 7 рублей. Одна из монет не пятирублевая. Какие это монеты?

22. На аэродроме было 4 самолета и 6 вертолетов. В воздух поднялись 5 машин. Можно ли утверждать, что в воздухе находится хотя бы 1 самолет? Хотя бы один вертолет?

23. Гусеница взбиралась на дерево высотой 12 метров. За один день она поднималась на 5 метров, а за ночь сползала на 2 метра. За сколько дней гусеница взберется на вершину дерева?

24. Когда у Кости день рождения, если ему исполнилось 8 лет в последний день первого месяца года?

25. Трое ребят катались на велосипедах. У всех велосипедов было всего 8 колес. Сколько было двухколесных и трехколесных велосипедов?

26. На сколько частей разделили отрезок, если на нем поставили 4 точки?

27. Сколько углов останется у четырехугольного стола, если у него отпилить один угол?

28. Если к загаданному числу прибавить 3, а потом отнять 2, то получится 7. Какое число загадано?

29. Хватит ли 10-литрового ведра, чтобы, сходив к колодцу один раз, можно было бы наполнить три 3-литровые банки?

30. Купили четыре шарика синего и красного цветов. Синих шаров было больше, чем красных. Сколько было шаров каждого цвета?


Докажи!

Игра развивает умение строить простейшие умозаключения на математическом материале.

Материалы: заранее подготовленные карточки с заданиями, грамоты или сертификаты.

Количество играющих: 2 человека и больше.

Возраст играющих: от 8 лет и старше.

Правила игры: ведущий сообщает игрокам, что сейчас состоится заседание ученых-математиков, на котором им предстоит доказывать различные математические постулаты и правила. Каждому участнику раздаются карточки с одинаковым количеством заданий для доказательства. (Подбор заданий осуществляется в соответствии с возрастом и уровнем знаний игроков.) Перед тем как дети приступят, ведущий объясняет, как необходимо строить доказательство, например:

– докажи, что число 23 – двузначное.

Доказательство: у всех двузначных чисел два разряда: разряд десятков и разряд единиц. В числе 23 два разряда, а именно 2 десятка и 3 единицы. Следовательно, число 23 – двузначное.

По истечении времени, которое будет отведено на выполнение доказательств, в режиме «круглого стола» начинается обсуждение заданий. Сначала высказывается отвечающий, потом принимаются поправки и замечания других «ученых». Ведущий («профессор математических наук») ведет протокол заседания и записывает всем игрокам баллы (от 1 до 5 баллов за ответ). В конце игры подсчи-тываются баллы, и ведущий выдает детям сертификаты ученых-математиков.

Задания:

– докажи, что число 759 является трехзначным;

– докажи, что число 12 является четным;

– докажи, что число 27 является нечетным;

– докажи, что число 35 не делится на 2;

– докажи, что число 74 делится на 2;

– докажи, что число 44 не делится на 3;

– докажи, что число 93 делится на 3;

– докажи, что число 87 не делится на 5;

– докажи, что число 65 делится на 5;

– докажи, что геометрическая фигура с тремя сторонами является треугольником;

– докажи, что геометрическая фигура с четырьмя углами является квадратом.

Вы можете сами составлять задания по аналогии, а также включать материал из учебников по математике, актуальный для возраста игроков.


Спраутс (Побеги)

Игра изобретена математиком Дж. Конуэй, развивает прогностическую функцию мышления и функцию контроля.

Материалы: игровое поле с 16 точками, расположенными квадратом: по 4 с каждой стороны (как на рис. 19), два цветных карандаша или фломастера.

Количество играющих: 2 человека.

Возраст играющих: от 8 лет и старше.

Правила игры: два игрока ходят по очереди.

 

Рис. 19. Игровое поле для игры «Спраутс»

Правила ходов:

– за один ход можно соединить две точки прямой или кривой линией, на которой ставится новая точка (цветом, выбранным для каждого игрока);

– линия может соединять как соседние точки, так и точки, расположенные далеко друг от друга;

– линии не могут пересекаться;

– в точке может сходиться не более трех линий;

– играют только точки, изначально намеченные на игральном поле (точки, которые будут ставить игроки на линиях, соединять нельзя);

– выигрывает тот, кто сделает последний ход.

 

Иностранные языки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Наша родина

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Мы - всезнайки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru