Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Исследование чтения букв

 

Цель: выяснение способности к обобщенному восприятию букв.

 

Материал: таблица с изображением набора букв, выполненных разным шрифтам, наложенных друг на друга, а также в нестандартном пространственном расположении.

Инструкция:

1. Назови букву, которую я покажу.   

2. Найди такую же букву, как я  покажу  (этот вариант  используется   для исключения   трудностей   произноше­ния).

3. Покажи букву, которую я назову.

 

Исследование чтения слогов и слов

 

Цель: выяснение уровня техники и беглости чтения (послоговое, целостное, восприятие слов   синтетическое чтение).

 

А.Материал: таблицы со словами и со слогами.

Усложнение материала по степени "знакомости" написанных слов ребенку (задания даются по букварю или книге для чтения с учетом этапа обучения ребенка).

 

Б.Материал: таблицы со словами.

- простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников;

- сложными по слоговой структуре и звуковому составу;

- малознакомые слова.


В.Материал: таблицы со словами, в написании которых сделаны ошибки:

- пропущен слог или буква (миционер),

- сделаны перестановки элементов (свефотор).


Г.Материал: таблица с текстом рассказа.

Фиксируется количество знаков, прочитанных ребенком за 1 минуту.

 

Исследование семантического уровня чтения.

Исследование чтения слогов, слов и фраз.

 

Цель: выяснение понимания смысла прочитанного.

 

Материал: таблицы со слогами, словами, фразами; картинки  отражающие значение предлагаемых слов и фраз.

Усложнение материала:

1) по степени частотности слов в текстах школьных учебников;

2) по сходству начертания буквенного состава слов.

Инструкция:

  1. 1.Прочти то, что я покажу и повтори.
  2. 2.Покажи те слова, которые я прочитаю.
  3. 3.Разложи таблички со словами и фразами к соответствующим картинкам.

 

Исследование чтения текстов.

 

Цель: выяснение понимания смысла прочитанного.

 

Материал: таблица с текстом рассказа.

 

Инструкция: прочти и перескажи, о чем ты прочитал.

Помощь при выполнении задания: вопросы для уточнения содержания прочитанного.

 

Оценка результатов исследования чтения и основные типы его нарушений.

 

Изучение особенностей чтения разных групп аномальных детей показывает, что в основе его нарушения лежит ряд факторов, приводящих  к различным формам проявлений этого дефекта.

Один из них – это несформированность зрительного обра­за буквенных знаков. В таких случаях   дети   затрудняются в опознании  буквы, что проявляется в смешениях и заменах близких   по  начертанию букв ( м-н, к-х, з-с). Анализ  про­цесса узнавания букв показывает, что опознание ее зрительного образа может нарушаться по разным основаниям, среди которых —факторы пространственной ориентировки  элементов букв,  нарушение опознания количества буквенных эле­ментов, потери смыслового значения буквы при правильном ее восприятии.

Степень выраженности этой несформированности может быть различной: от незначительной неустойчивости  опознания   букв   в   сенсибилизированных   условиях   (при   наличии соседства   букв,  имеющих сходное   начертание)   до   грубых расстройств, когда буква стойко воспринимается как рисунок, не имеющий смысла. Такие нарушения чтения квалифици­руются как оптические литеральные дислексии (алексии) и оптико-мнестические нарушениями. Характерно, что такие расстройства чтения часто протекают на фоне сохранной устной  речи.

Нарушения чтения, связанные с оптическими   расстройствами, могут  проявляться на уровне слов и фраз при сформированности   буквенных   образов. В  таких   случаях   дети правильно называют отдельные буквы, но при переходе к чтению слов делают ошибки. Они являются следствием того, что дети схватывают только часть слова, комплекс некоторых букв, но не фиксируют слова в целом. Частичная фиксация образа слова вызывает активные смысловые догадки, что ведет к ошибкам в воспроизведении написанного.

Психофизический состав операций такого чтения не является нормативным. Из него выпадает ряд звеньев, обеспе­чивающих правильное осмысленное чтение. Причины этого чаще всего кроются в слабости тормозных процессов и нарушения симультанного синтеза  оптических буквенных образов. В результате антиципирующее чтение протекает с разрывом между восприятием графем и  смыслом, что препятствует пониманию смысла читаемого.

 

Нарушения чтения слов квалифицируются как вербальная алексия, а нарушение, в основе которого лежат дефекты симультанного синтеза буквенных образов — как опти­ческая вербальная алексия. С нарушением симультанного синтеза связаны и некоторые виды послогового чтения, при котором не формируется слияние слогов в слова. При этом чтение в течение длительного периода времени не автомати­зируется, темп его оказывается сниженным, нарушается осмышление прочитанного при технически правильном чтении составляющих элементов. Нарушения чтения такого типа иногда квалифицируются как «семантическая дислексия» (Р. И. Лалаева).

К нарушениям чтения оптического характера относятся также те случаи, когда дети теряют строку, прочитывая фрагменты из разных строк, что связано с нарушениями движения взора. Явления оптической алексии достаточно четко прослеживаются в условиях изменения шрифта читае­мого. Так, в легких случаях дислексии могут отмечаться затруднения в прочтении только рукописных или стилизован­ных изображений букв при сформированном чтении стан­дартного печатного шрифта. В более тяжелых случаях наблюдаются трудности усвоения всех видов буквенных изображений. (Важным средством профилактики таких затруднений может быть знакомство детей с разными видами изображений букв, что применяется при составлении некото­рых букварей).

Таким образом, в основе первой группы нарушений чте­ния— оптических (дис-) алексии лежат дефекты зри­тельного восприятия (фрагментарность), пространственного гнозиса и взаимодействия речи и зрительного восприятия. Эти механизмы алексии подробно изучены в нейропсихологии (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова). Нарушения чтения вследствие дефектов оптического анализа буквенных знаков и их соче­таний в нейропсихологии связываются с поражением или незрелостью теменно-затылочных и затылочных отделов лево­го полушария коры головного мозга.

Оптические алексии наблюдаются у детей со сфор­мированной устной речью. Другие виды нарушения чтения наблюдаются у детей с дефектами устной речи. Среди них выделяются нарушения чтения, связанные с несформированностью звукового анализа и синтеза. Они наблюдаются у детей с дефектами акустического восприятия, неразвитым фонематическим слухом. В чтении в таких случаях появ­ляются литеральные замены, приводящие к искажению читаемого и нарушению понимания смысла.

При нарушениях фонематического слуха, ошибки в чтении выражаются в заменах звуков, имеющих акустическое и артикуляторное сходство (чаще—по признаку звучности); при недоразвитии фонематического анализа отмечаются искажения слоговой структуры слова, побуквенное чтение. Такие расстройства чтения описаны как «фонематическая дислексия» (М. И. Хватцев, Р. И. Лалаева), «акустическая дислексия» (О. А. Токарева), «сенсорная алексия» (Л. С. Цветкова).

Механизмом этого вида алексии является нарушение процесса различения звуков вследствие дефектов акусти­ческого восприятия.

Сходные явления в чтении наблюдаются при дефектах в устной речи, когда неправильное прочтение слова связано с артикуляционными затруднениями и недоразвитием речи в целом. При сформированном фонематическом слухе эти затруднения контролируются ребенком самостоятельно. Отра­жение дефектов устной экспрессивной речи в чтении описано как «моторные формы дислексии» (Л. С. Цветкова). В дефектологической и нейропсихологической литературе подроб­но описаны разные виды нарушений чтения как самостоя­тельного расстройства и как нарушения, протекающего  в синдроме недоразвития или распада речи. Анализ литературных данных показывает, что нарушения чтения при всем их разнообразии в целом у разных групп аномальных детей имеют в своей основе общие механизмы, то отражает нарушения разных  звеньев его  психологической  структуры.

 

Исследование письма

 

В современной психологии письмо рассматривается как сложная осознанная форма речевой деятельности. Оно вклю­чает в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание; зрительное, акустическое и пространственное восприятие; тонкую мото­рику руки; предметные действия. Акт письма начинается с анализа звукового комплекса, который необходимо запе­чатлеть. В результате этого анализа должны быть выделены фонемы, расположенные в определенной последовательности, которые затем должны быть перешифрованы в графемы и далее — в систему движений руки, фиксирующих определен­ный зрительный образ.

 

В процессе обучения ребенок, овладевая письмом, сначала выполняет эту сложную деятельность развернуто в полном составе операций. По мере усвоения письмо все более автоматизируется, то есть отдельные действия становятся опера­циями, которые носят все более свернутый характер.

Возможность овладения письмом и автоматизация его обеспечиваются рядом условий.

В первую очередь это — сохранный фонематический слух и полноценная устная речь. Именно эти факторы обеспечивают звуковой анализ слова.

Необходимым условием письма является определенный уровень развития абстракции, владение пространственными представлениями, сформированность двигательной сферы, личностных качеств и структуры деятельности в целом. Без этих предпосылок становление полноценной письменной речи  невозможно.

Процесс письма состоит из ряда уровней:

I.      Психологический, который обеспечивает возникновение намерения,   создание   замысла   и   на   его   основе — общего смысла содержания  письменной   речи.  Этот  уровень включает регуляцию деятельности и осуществление контроля   за выполняемыми действиями.

II.     Психофизиологический   (или   сенсомоторный)   уровень обеспечивает процесс эвукоразличения,   установление   последовательности в написании букв в слове, а также перешифровку (звука в букву (графему), а букву — в моторное предметное действие, обеспечивающее написание).

III.     Лингвистический уровень  обеспечивает  письмо  языковыми средствами реализации процесса, то есть реализует перевод смысла в лексико-морфологические и синтаксические единицы — слова и фразы.

Эти    уровни    письменной    речи    в    различных     видах письма    (списывание,    слуховой    диктант,    самостоятельное письмо)    представлены    неодинаково.    Сложная    структура письма   имеет   не   менее   сложную   мозговую   основу.   Peaлизация    его    осуществляется    совместной    деятельностью ряда   участков   мозга.   Как   показали   исследования,   проведенные в нейропсихологии, психологический уровень письма   реализуется   за   счет    работы   лобных   отделов    коры головного   мозга,   психофизиологический   уровень   обеспечивается   совместной   работой   заднелобных,   нижнетеменных. височных, задневисочных, переднезатылочных отделов; лингвистический уровень зависит от совместной работы передней и задней речевых зон, обеспечивающих синтагматику и  парадигматику речи (Цветкова Л. С, 1989).

Нарушение  этих  отделов  мозга  или  их   незрелость  приводит   к затруднениям   в  овладении   письмом.   Нарушения письма  у детей  могут зависеть  как от  несформированности  элементарных психических процессов (нарушение звукового анализа и синтеза, моторики), так и от незрелости высших психических функций — нарушений внимания, мышления, общего поведения и т. д.  Поэтому исследование письма должно проводиться в системе общего обследования психического развития ребенка. При исследовании письма ставится задача выявить, какие уровни и звенья письма оказались несформированными, в каких видах письма эти затруднения проявляются, как нарушения письма связаны развитием устной речи, пространственного восприятия, двигательной сферы и познавательных мотивов деятельности ребенка. Для решения этих задач предлагается серия заданий. Последовательность заданий в серии определяется степенью сложности их выполнения.

 

Описание системы заданий

 

Задания, представленные в системе обследования письма, фиксируют технику письма (сенсомоторный уровень письма) и письмо как форму речевой деятельности, требующую овладения семантической, лексической и грамматической структурами языка.


 I.ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-МОТОРНОГО ПОДУРОВНЯ ПИСЬМА

 В данной серии заданий исследуется зрительное восприятие и двигательное воспроизведение соответствующих знаков; задания дают возможность   выявить   оптико-гностические   и двигательные нарушения в процессе письма.

 

Исследование списывания букв, слогов и слов.

 

 Задание 1.

Цель: выявление возможности перешифровки с буквы на комплекс тонких движений руки.

Материал: печатные, письменные и стилизованные изображения букв (слов).

Инструкция: спиши буквы (слова).

Порядок работы: предъявляются для списывания сначала печатные, затем письменные, затем стилизованные изображения одних и тех же букв (слов).

Задание 2.

Цель: выявление возможности выделения существенных признаков графем, дифференциация списывания и копирования (срисовывания) букв

 

Материал: стилизованные изображения письменных букв        

 Инструкция: напиши эти  буквы так, как ты пишешь нч в школе.

Задание 3.

Цель: выявление знания значения буквы.

Материал: печатные, письменные, стилизованные изобра­жения букв.

Порядок работы: предъявляются для списывания:

1)     печатные буквы.

Инструкция: напиши такие же письменные буквы (как в тетради).

2)     письменные буквы.

Инструкция: напиши эти же буквы печатным шрифтом (как в книге).

 

Исследование конструирования букв

 

Задание 4.

Цель: выявление возможности выделения существенных признаков графем и их пространственной ориентации.

Материал: карточка с изображением печатных и письменных букв; разрозненные элементы букв.

Порядок работы: предъявляется карточка с написанной буквой и набор составляющих элементов для нескольких букв. Предлагается выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти).

 

  1. II.ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСО-АКУСТИКО-МОТОРНОГО ПОДУРОВНЯ ПИСЬМА

 

(выявление возможностей слухового и слухо-артикуляторного анализа)

Исследование написания букв, слогов и слов под диктовку

Задание 5.

Цель: выявление возможности выделения и квалификации звука.

Процедура выполнения: запись диктуемого материала в тетради


Задание 6. 

 

Цель: выявление   возможности   перешифровки   звука   на букву.

Процедура выполнения: составление диктуемых слогов и слов из букв разрезной азбуки. (В данном варианте снимаю­тся трудности написания графемы, и таким образом  процессы звукового анализа и синтеза выступают в более чистом виде).

Материал: звуки, слоги   (сг, гс, сюг),   слова    (изменение

сложности — по слоговой, структуре и насыщенности артикуляторно и акустически сложными звуками) (кот, ночь, портной, старушка, пружина, кораблекрушение).

 

Задание 7.

Цель: выявление   возможности   установления   последовательности в написании букв, в слове.

Материал: слова одинакового буквенного состава с разной последовательностью букв (половник, поклонник, полковник).

 

Исследование написания фраз под диктовку

 Задание 8.

Цель: выявление возможности удержания серий слов при письме, выявление возможности реализации языковых средств.

Материал: фразы, составленные из:

1) слов с легко произносимыми звуками,  

2) из слов со звуками, часто нарушающимися в произношении (например: Дети идут в школу. Старушка сушила на веревке мокрое белье).

 

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПИСЬМА.

 

На этом уровне выявляются возможности создания замысла, раскрытия содержания общего смысла, реализации звуковых средств.

Задание 9.

 Исследование   самостоятельного   письма    (сочинение   на заданную тему с опорой на сюжетную картинку или без нее).

Цель: выявление возможности создания замысла и перешифровки его в коды языка.

 

Материал: сюжетная картинка.

Формы помощи: раскрытие содержания смысла по вопросам экспериментатора.

В результате исследования письма и чтения по cepии представленных заданий могут быть выяснены затруднения в овладении этими процессами, их причины и механизмы, лежащие в основе нарушений.

 

Оценка результатов исследования письма и основные типы его нарушений.

 

Нарушения письма проявляются в стойких и повторяющихся ошибках в виде искажений и замен букв, нарушений звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмах. Письмо нарушается как целостная психическая многоуровневая деятельность. При этом дефектным может оказаться как уровень деятельности в целом, так и отдельные операции каждого из уровней.

По механизмам нарушения можно выделить ряд дисграфий, возникающих при несформированности сенсомоторного уровня письма.


Акустическая дисграфия характеризуется ошибками письма в форме литеральных и вербальных парафазий по фонематическому типу  (замены   звонких—глухих,   твердых—мяг­ких, шипящих и свистящих и др. звуков). Эта форма дисграфии наблюдается у детей   с нарушениями   устной   речи,   по может проявляться и в тех случаях, когда дефекты устной    речи отсутствовали или были устранены.

Центральный механизм   акустической   дисграфии — нару­шение акустического восприятия речи, при котором страдает ее фонемное   распознавание.   Отражением   этого   дефекта и являются ошибки на письме. Явления акустической дисграфии прослеживаются наиболее четко при слуховых диктан­тах.   В   более   чистой   форме   дефекты   слухового   анализа   проявляются при диктовке звуков и бессмысленных сочетаний, так как для написания их нет никаких дополнительных  опор   (при   диктанте   слов   ребенку   легче   удержать   слово в памяти, так как фиксируется его значение, а, следовательно, при звуковом анализе к слову легче вернуться несколько раз, чем к комплексу бессмысленных звуков). Дополнительным индикатором акустической дисграфии является расхождение   между   возможностью списывания   и   затруднениями
в письме под диктовку и самостоятельном  письме:  в  заданиях по списыванию такие дети   либо   не   делают   ошибок, либо количество их минимально.


Моторные дисграфии тесно связаны с состоянием устной речи. (Это отражено и в терминологии, обозначающей это расстройство, см.: М. Е. Хватцев: «Дисграфия на почве расстройств устной речи»). Моторные дисграфии возникают у детей с несформированным звукопроизношением и являются отражением этой несформированности. Расстройства весьма могут проявиться и после устранения дефектов речи. Ошибки при моторной дисграфии выражаются в литеральных парафазиях, пропусках, перестановках букв, недописывании слов.

Центральным механизмом этого нарушения письма в одних случаях   являются дефекты   кинестетических   ощущений первый тип нарушения), которые приводят к несформированности артикуляционных движений и трудностям дифференциации звуков по артикуляционным признакам, в других случаях это — нарушение   кинетической   организации устной речи (второй   тип),  что   ведет   к   дефектам   переключения одной   артикуляции   на   другую   (по А. Р. Лурия). При дефектах первого типа  наблюдаются  замены букв, обозначающих звуки,   близкие   по месту   и   способу   образования. В психологической структуре   при этом   несформированным называется сенсомоторный уровень вследствие недоразвития кинестетической основы письма. При дефектах второго типа в письме наблюдаются пропуски и перестановки букв в слове, повторение частей слов, недописывание слов, нарушения членения фраз   на слова и т. д.   В   психологической  структуре письма в таких случаях нарушенным оказывается осознание последовательности элементов (букв в слове, слов в предло­жении).


Оптические дисграфии являются  следствием  несформированности зрительных   представлений   букв.   В  этих   случаях нарушается как зрительный   образ   представления.

Ошибки на письме проявляются в заменах буквенных знаков на основе графического   сходства   или   диссоциации   между буквой и ее значением. Таким образом, центральным механизмом этого расстройства является несформированность обобщенности   и константности   буквы.   В   психологической структуре    нарушения    преобладают    дефекты    вычленения общественных   компонентов   буквы   и   несформированность обобщенности   буквенного   образа.    Это   обычно   неречевые дисграфии. Нарушения  письма этого типа прослеживаются в зрительных диктантах   (списывание). При выполнении таких заданий фиксируются трудности пространственной, ориентации букв, ее оптико-пространственной структуры, а также

техника написания   (замены б—д, р—ь,   зеркальное  письмо)

 

Наша родина

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Технология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Занятия с логопедом

Мы - всезнайки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru